Категория
Культурология
Тип
реферат
Страницы
9 стр.
Дата
27.08.2013
Формат файла
.html — Html-документ
Архив
893189.zip — 6.8 kb
  • serebrjanyj-vek_893189_1.html — 19.86 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

Серебряный век занимает совершенно особое место в российской

культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, породило

целую плеяду выдающихся творческих личностей. Оно значительно обогатило все

виды искусств и философию. На пороге нового века начали меняться глубинные

основы жизни. Представления о любви и смерти, о реальности и душе,

незыблемые на протяжении столетий, перестали действовать автоматически.


Традиционные регуляторы существования - религия, мораль, право - не

справлялись со своими функциями. Начинался век модерна.

В начале ХХ века происходит разложение гуманистической культуры XVII -


XIX веков, отрицание ее ценностей, получившее название декаданса.


Особенную популярность приобретает учение Ницше. «Именно Ницше раньше и

острее других сформулировал новую для человечества и отныне главную для

него проблему - проблему обоснования обыденной жизни. Ницше же наметил и

главное направление в поисках ответа: человеком движет то в нем, чего он не

может осознать, и это больше и сильнее его. Индивидуальное и коллективное

бессознательное занимает в новом мире место старого Бога.»[1] Крушение

старой картины мира происходило одновременно во всех областях: модерн в

искусстве, нигилизм ницшианской философии, теория относительности


Эйнштейна.

В этот период люди ищут новые основания для своей духовной и

религиозной жизни. Очень распространенными оказываются всевозможные

мистические учения. А если предыдущие десятилетия российской истории не

вызывали сочувствия у людей Серебряного века, то события столетней

давности, напротив были предметом моды. Новый мистицизм охотно искал свои

корни в старом, в мистицизме александровской эпохи. Возникла своеобразная

мифология, в которой люди начала ХХ века продолжали дело, которое не

удалось закончить столетие назад. Как и на сто лет раньше стали популярны

учения масонства, скопчества, русского раскола, западных гернгутеров,

квакеров и иных мистиков. В своих мемуарах Максимилиан Волошин описывает

свои «этапы блуждания духа: буддизм, католичество, магия, масонство,

оккультизм, теософия, Р. Штейнер. Период больших личных переживаний

романтического и мистического характера»[2]. Среди русских литераторов


Серебряного века особенно тяготели ко всему потустороннему символисты. В

статье «Наследие символизма и акмеизм» Николай Гумилев пишет, что «русский

символизм направил свои главные силы в область неведомого. Попеременно он

братался то с мистикой, то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом.


Некоторые его искания в этом направлении почти приближались к созданию

мифа.»[3]



Ваше мнение



CAPTCHA