Категория
Культурология
Тип
реферат
Страницы
14 стр.
Дата
17.08.2013
Формат файла
.doc — Microsoft Word
Архив
892036.zip — 19.53 kb
  • zurab-konstantinovich-cereteli_892036_1.doc — 71.5 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

хотя бы с одним из них. Он очень редко и только в совершенно исключительных случаях дарит свои станковые произведения и то лишь специально написанные для близких друзей. Можно с уверенностью сказать, что Зураб Церетели постоянен и целеустремлен в своих основных установках, в своем приподнятом деятельном отношении к жизни, хотя его поиски лучшего способа выражения своих впечатлений и мыслей весьма разносторонни. Его всегда отличает чёткость и ясность поставленной перед собой задачи. Ритмическая и конструктивная организация композиции всегда в его творчестве определенна и структурна, даже в тех случаях, когда изображаемые формы приобретают самый причудливый романтизированный облик. Праздничность, приподнятость большинства его работ, превращающая их в драгоценное переплетение сверкающих цветовых пятен, связана, однако, не только с чисто художественными задачами. Такая черта непосредственно вытекает из мажорного восприятия натуры, свойственного художнику. Естественным образом связана с этой особенностью и та исключительная роль, которую играет цвет в творчестве Зураба Церетели. В отличие от тех, кто природой лишен счастья видеть цвет, и от тех, кто видит его обычно, буднично, Церетели обладает способностью колористического видения. Окружающее пространство, люди и вещи встают перед ним в радуге ярких красок, и он стремится донести до нас эту сказку. Цвет превращается в существенное средство передачи состояния пространства, ритма, светотени, наконец, формы. Главное то, что цветовая композиция приобретает качества основного источника настроения, рождаемого картиной. Художник как бы мыслит в цвете, добиваясь высокого умения найти сильные аккорды колористической гармонии. Его краски могут сверкать, но могут быть сдержанными и утонченными. Характерно, однако, и то, что Зураб Церетели предпочитает открытые, яркие, звонкие цвета, декоративные своей напряжённостью, способные декларировать оптимизм его настроений и чувств. Портреты Зураба Церетели, одна из важнейших частей его творчества, составляют обширную галерею разнообразных, но всякий раз запоминающихся лиц. Когда думаешь об этих работах, предстают прежде всего именно лица, которые художник изображает в масштабе, большем натуральной величины. В созданных им портретах цвет отступает на второй план. Главную роль играет линия, сильная, часто очень широкая, обозначающая грани формы, и в то же время способная передать светотеневые отношения. Работа мастера над портретом напоминает чеканку на меди. Будто бы мощными ударами, молотом, а не кистью, делаются выпуклые скулы, надбровные дуги, складки у носа. Портрет превращается в «физиономическую гиперболу». Любой из тех, кого рисует Церетели приобретает особый монументальный облик. Он становится даже величественным, стоящим выше треволнений жизни. И в то же время портрет не теряет своей характерности. Художник очень точно передает сходство, правда, всегда облик модели несёт в себе отношение к ней мастера. Чаще всего здесь проявляется добродушие, иногда нежность, некоторое подтрунивание, акцентировка комических черточек. Конечно, это касается мужчин. К женщинам проявляется благородная любезность. На портретах они становятся строгими, решительными, ласковыми, могут быть ребячливыми или царственными, смешными - никогда. Художник как бы удивляется и радуется вместе со своими героями и зрителями тому, как гармонично устроен мир, как много значит в нем человек, способный внимать симфонии мироздания. Так Зураб Церетели, начавший свою художественную работу констатацией локальных впечатлений, рождаемых в нём конкретной природой и людьми, раздвигает рамки своего творчества, включая в них философское осмысление жизни. Но он также по-прежнему обращается к изображению вещей и цветов, зданий и деревьев, людей, гор, моря - разномасштабных составляющих окружающего мира. Выработав свое художественное отношение ко многим проявлениям природы и жизни человека, он создал свой собственный стиль, соответствующий его темпераменту и дарованию. В его картинах возникают яркие, декоративные и одушевленные образы, входящие в созданный им художественный мир. Он постоянно и неуклонно ширится и становится всё более интересным. Всю эту совершенно невероятную по своим масштабам художественную деятельность Зураб Константинович сочетает со столь же монументальной и обширной общественной деятельностью в России и во множестве других стран мира и международных организаций. В 1997 году он был избран Президентом Российской Академии художеств. Пред ним стали задачи преобразования Академии в трудный для всей России переходный исторический период. Академия художеств, основанная по мысли Петра 1, в соответствии с указом императрицы Елизаветы Петровны, насчитывает уже два с половиной века своей истории. На протяжении всего этого времени она обеспечивала проведение в жизнь государственной политики в области искусства: готовила мастеров всех творческих специальностей и сохраняла с ними контакт на протяжении всей их жизни, руководила исполнением крупных государственных заказов, заботилась обо всей системе художественного образования в России и о развитии науки об искусстве. Храм Христа Спасителя. (Москва, 1995-97) В годы перестройки роль Академии стала менее ясной, в чём-то она оказалась ослабленной и к тому моменту, когда Церетели был избран её Президентом, нуждалась в новом импульсе для дальнейшего движения вперед. Церетели как Президент прежде всего уделяет много внимания сохранению традиций Академии, возрождению того, что было утрачено. За последние годы вырос престиж Российской Академии художеств, как в нашей стране, так и за рубежом. Это удалось сделать в значительной степени благодаря провозглашённому Зурабом Константиновичем тезису о «единении вокруг Академии всех художественных сил», что последовательно проводится в жизнь. Также чрезвычайно важным стал принцип возможно большей открытости, принятия многочисленных разных и новых направлений в искусстве. Академия сохраняет свою приверженность художественным ценностям, и в то же время приветствует смелые и интересные поиски. Церетели и сам в качестве Президента стремится поощрить искания художников, как собственно в творческой области, так и технологические эксперименты. Под его руководством ведётся работа по развитию академического художественного образования. Его система, идущая от начальной художественной школы, через лицейские курсы к вузовской подготовке и затем к совершенствованию в мастерских и аспирантуре Академии - одна из величайших ценностей российской культуры. Здесь сохраняются традиции, но в то же время новые условия жизни общества требуют перемен, которые готовятся при непосредственном участии Церетели. Есть все основания надеяться, что благодаря этому российская художественная школа займёт присущее ей заметное место в мире. Крупнейшим делом Президента и всей Академии было восстановление Храма Христа Спасителя в Москве. Трудно найти аналогию этому грандиозному предприятию в мировой художественной практике XX века. Для России возрождение Храма Христа Спасителя означало переосмысление истории страны, искупление вины народа перед Богом и самим собою, радикальным преобразованием системы ценностей, передающих представление о развитии государства и нации. Этим было начато восстановление важных черт традиционной православной модели мира, которая пришла сегодня в Москву на смену советской идеологии. В этой связи становится понятным упорство, с которым русская православная церковь настаивала и продолжает настаивать на точном следовании утраченному историческому образцу. Время благодаря этому должно как бы вернуться в эпоху наивысшего расцвета российского государства во второй половине XIX столетия. Важно отметить, что воссоздавалась постройка, выдержанная К.Тоном в византийско-русском стиле, выражающем представление о российском государстве и роли в нём православия. Несмотря на первоначальные сомнения в осуществимости столь грандиозного начинания, оно завершилось несомненным успехом. Собор своей могучей структурой укрепил всю сердцевину города, установил утраченное соотношение кремлевской зоны и разросшегося центра. Воссоздание художественного убранства Храма Христа Спасителя стало одной из крупнейших задач российского искусства. И она была с честью исполнена Российской Академией художеств к 2000-летию Рождества Христова. Художественное убранство храма не только отвечает высоким эстетическим требованиям, но стало более долговечным, чем раньше. Не секрет, что в прежнем храме многое пришлось реставрировать уже вскоре после его создания, в начале XX века. Поэтому и были необходимы многочисленные технологические эксперименты, на которых настаивал Церетели, поиски оптимальных решений, которые принесли свои плоды. Во время недавнего урагана, нанёсшего ущерб многим зданиям в городе, в Храме Христа Спасителя остались совершенно нетронутыми даже грандиозные кресты, возносящиеся над ним. Специальный механизм, заложенный в это произведение Зурабом Церетели, позволяет им выдержать амплитуду колебаний в три с половиной метра, практически - ураган любой силы. Здесь были применены последние достижения аэродинамики, обеспечивающие долговечность создаваемого. Не меньшее значение имел и выбор материала для скульптур, неподверженного быстрому разрушению под воздействием атмосферы современного города. Бронза, которая, кстати, и была предусмотрена в первых предложениях по строительству собора ещё К.Тоном, в наибольшей степени отвечает требованию, чтобы материал, из которого возводится Храм, был практически вечным и обладал высокими пластическими свойствами. Организация всех художественных работ в Храме Христа Спасителя и руководство ими - одно из крупнейших, если не самое значительное достижение Зураба Константиновича, его огромный вклад в российскую культуру и возрождение её духовности. Он сумел сделать так, чтобы в ней участвовали лучшие творческие силы России, а работы были исполнены в кратчайшие сроки и с наивысшим качеством. Координация деятельности почти четырех сотен художников, множества их помощников, контакты со строителями - все это стало поистине шедевром организации художественной работы столь грандиозного масштаба, не имеющим прецедентов. Возрождение Храма стало символом восстановления и сохранения российских духовных и художественных традиций. Также весьма существенным для отечественной культуры стало создание усилиями З.К.Церетели Московского музея современного искусства. Потребность в подобном крупном центре проведения, фиксации и «музеефикации» самых последних художественных поисков существовала давно в столице России. Подобными музеями обладает большинство крупных городов мира, однако у нас попытки действий в этом направлении не приходили к успешному завершению, пока за организацию музея не взялся Церетели, внеся в данный проект личные средства и коллекцию произведений искусства XX века, которую собирал всю жизнь. 15 декабря 1999 года Московский музей современного искусства, находящийся под эгидой Российской академии художеств, открылся для публики в тщательно отреставрированном доме Губина на Петровке, в выдающемся памятнике московского классицизма. Его торжественные архитектурные формы подчёркивают достоинство представленной обширной коллекции, как российских, так и зарубежных живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. З.К.Церетели стал первым директором музея, который быстро развивается, вступает в сеть международного сотрудничества центров современного искусства и, как можно надеяться, будет полезен для развития российской художественной культуры. <</p>



Ваше мнение



CAPTCHA