Категория
Культурология
Тип
доклад
Страницы
3 стр.
Дата
29.07.2013
Формат файла
.html — Html-документ
Архив
849241.zip — 3.21 kb
  • starchestvo_849241_1.html — 7.03 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

Старчество

Старчество,

направление монашеской жизни, в основе которого лежат советы и поучения,

преподаваемые опытным духовным наставником-«старцем» (в женском монастыре –

«старицей»); подобные «учительные» беседы могут быть чисто иноческими, как бы

обращенными внутрь обители, либо иночески-мирскими, открытыми вовне.

Основы

иноческого старчества возникли уже в Египте 4 в., в начальный период

христианской аскезы, когда образовывались первые монашеские общины. Сам процесс

послушничества изначально предполагал руководство со стороны наиболее опытных и

авторитетных членов последней, тех, кого называли «отцами» («аввами» – от

арамейского «авва» или «абба»). Слово «старец», «добрый старец» («калугер»

переводных с греческого житийных текстов – от kalos geron) означает в первую

очередь именно мудрый опыт, а не почтенный возраст, хотя то и другое в

монашеской жизни чаще всего совпадают. С развитием монастырей – равно в

западном и восточном христианстве – благие советы все чаще направлялись и

вовне, к духовным сыновьям и дочерям в миру, однако это еще не означало

возникновения старчества как особого аскетического течения или «толка».

Важным этапом

такого обособления был расцвет исихазма, усовершенствовавшего практику «умной

молитвы» или «духовного делания», призванного помочь душе освободиться от

страстей путем тщательного, поэтапно-последовательного внутреннего

сосредоточения. Византийские теории и практика «умной молитвы», которые

складывались, если назвать лишь несколько самых крупных имен, от Иоанна

Лествичника (7 в.) и Симеона Нового Богослова (10–11 вв.) до Григория Синаита и

Григория Паламы (14 в.), обнаружили свое глубокое воздействие и на Руси,

сказавшись, благодаря паломничествам на Афон, прежде всего у «заволжских

старцев» (слово «заволжский» применялось по отношению к обителям, расположенным

«за Волгой», на землях к северу от Москвы); их духовным главой принято считать Нила Сорского


(15 – начало 16 вв.). Однако в полной мере о самоценном русском старчестве

можно говорить, лишь начиная с эпохи Паисия

Величковского

(18 в.); его учение о совершенной молитве предстало

особенно влиятельным на фоне резко обозначившегося отчуждения образованной

части общества от церкви.



Ваше мнение



CAPTCHA