Категория
Культурология
Тип
доклад
Страницы
15 стр.
Дата
24.07.2013
Формат файла
.html — Html-документ
Архив
821770.zip — 10.32 kb
  • problema-obektivnogo-i-subektivnogo-v-kulturologicheskom-znanii_821770_1.html — 37.85 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

Проблема 

объективного и субъективного в культурологическом знании

 Здесь  коснёмся лишь проблемы субъективности и

объективности исторического и культурологического знания. Представители

субъективистского истолкования исторического знания (Брэдли, Оукшотт и др.)

полагают, что предметом истории является не мир объективных событий, а мир

идей. Тогда в историческом прошлом как мире идей невозможно отделить прошлого

от настоящего. Историческое прошлое, по мнению Оукшотта, не стоит вне

современного мира опыта, как нечто отличное от него. Поэтому мысль историка

(культуролога) представляет собой форму подлинного опыта, в котором дано лишь

только то, что происходит в его сознании теперь; поскольку он перемещает свой

опыт на определённую дистанцию в прошлое, он искажает его природу.

Р.Коллингвуд справедливо утверждает, что для исторического

знания имеется только один подобающий для него предмет – мысль, а не её

объекты, сам акт мышления. Сама мысль не включена в поток непосредственного

сознания. В определённом смысле она стоит вне этого потока. Мысль отличается от

ощущения или чувствования тем, что она никогда не представляет собой

непосредственного опыта. Пропасть во времени между мыслью в настоящем и её

объектом в прошлом заполняется не возрождением или воскрешением объекта, а

только способностью мысли преодолевать пропасти такого рода. Мысль, совершающая

это, есть память. “Историческое мышление, – пишет Р.Коллингвуд, – это

деятельность, представляющая собой функцию самосознания, форма мысли, доступная

только сознанию, осознающему, что оно мыслит исторически”. И продолжает:

”Историческое знание – это тот особый случай памяти, когда объектом мысли

настоящего оказывается мысль прошлого, а пропасть между настоящим и прошедшим

заполняется не только способностью мысли настоящего думать о прошлом, но и

способностью мысли прошлого возрождаться в настоящем”. Понимание исторического

(культурологического) знания как акта мыслительной рефлексии позволяет

Р.Коллингвуду отделить, с одной стороны, историю от естественных наук,

изучающих объективный мир, отличающийся от акта мышления, а с другой – от

психологии, которая занимается исследованием непосредственного опыта, ощущений

и восприятий, деятельности сознания. Подчеркнём здесь глубокую мысль

Р.Коллигвуда: природа исторического (культурологического) знания не есть

выражение непосредственного опыта, а специфическое объективно-субъективное

бытие мыслительной реальности, рефлексивной деятельности.



Ваше мнение



CAPTCHA