Категория
Прочее
Тип
справочник
Страницы
29 стр.
Дата
21.07.2013
Формат файла
.doc — Microsoft Word
Архив
808333.zip — 31.59 kb
  • a-x-kto-zhe-vy-besermjane_808333_1.doc — 127 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

Галеев А.Х
Кто же вы, бесермяне?
Для газеты

Уже несколько столетий в мире ученых этнографов идет спор: к какому этносу отнести бесермян. Всесоюзной переписи 1926 года их численность была равна 10 035 человек, из них на нижней Чепце – в Вятской губернии – 834 человека, в деревнях средней Чепцы – в Вотской Автономной области – 9 200 человек. Теперь они живут в деревнях на средней Чепце, в Кировской области бесермян почти не осталось. После 1926 года в СССР бесермян приписали к удмуртскому народу, хотя сами бесермяне никогда не забывали, что они бесермяне и сохраняли свою самобытность, свою культуру, свой язык.

Татарские ученые считают бесермян тюрко(татаро)язычным этносом, вместе и в составе Волжских булгар в 922 году принявшими ислам. Удмуртские учёные считают бесермян удмуртскоязычными, но и те и другие согласны, что бесермяне изначально были магометанами. Татарские этнографы убеждены, что удмуртский язык для бесермян стал родным только после их крещения. В XVIII веке русское духовенство крестило бесермян посулами льгот: наиболее сильной оказалась рекрутская льгота. Удмурты легче поддавались крещению, но бесермяне проявили большое упорство: по II ревизии 1744 г. 406 бесермян из 726 остались некрещеными (54,5%). Даже через 50 лет по V ревизии 1795 года некрещеными оставались почти треть (362 из 1308 - 27,7%). Еще в 1744 г. Вятский епископ доносил в Синод, что в дер. Починочной мечеть построена с давних лет. Из архивных документов известно, что в деревне Палагайской соборная мечеть была уже 1797 г., в 1826 г. мечети записаны в деревнях Палагайской, Починошной, Засековской, Кесшурской, а вятский статистик П. М. Сорокин еще в конце XIX в считал их бесермянскими (всего же на средней Чепце Сорокин записал около 28 деревень с бесермянским населением, хотя жители этих деревень давно исповедали



Ваше мнение



CAPTCHA