Категория
Культурология
Тип
доклад
Страницы
8 стр.
Дата
18.07.2013
Формат файла
.html — Html-документ
Архив
790605.zip — 6.84 kb
  • obrazy-nizshej-mifologii_790605_1.html — 20.15 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

Образы низшей мифологии

Кроме

наименований двух братьев (товарищей)-демиургов Ена и Омöля (у к.-п. Куля)

у к.-з. и к.-п. сохранилось лишь одно ещё наименование божества высшего ранга -

Войпель. О поклонении к.-п. Войпель-болвану говорится в послании митрополита

Симона в Пермь Великую в 1501 г. Многие исследователи традиционной культуры

к.-з. и к.-п. пытались реконструировать, как правило, чисто умозрительно, образ

этого божества, приписывая ему различные функции: бог скотоводства, Луны,

северного ветра и т.д. В к.-п. фольклоре в легендах о Кудым-Оше, племенном

вожде древних к.-п. о Войпеле (Ойпеле) говорится как о добром божестве,

покровительствующем людям, защищающем их от всевозможных бед и несчастий, помогающим

обороняться от врагов. Согласно легендам, его изображение занимало центральное

место на святилище древних к.-п. В фольклоре к.-з. имя Войпель встречается лишь

в одном тексте (см. Приложение, "К.-з. тексты": 2), причём, есть

существенные основания сомневаться в его достоверности. Данный миф был записан

в 1927 г. от П.Г. Доронина, впоследствии видного к.-з. историка, литератора и

писателя, с указанием, что он знал его с детства. В 20-е годы П.Г. Доронин

активно интересовался духовной культурой к.-з. и, безусловно, был знаком по

литературным источникам с именем Войпель и, видимо, по собственной инициативе

наделил им одного из персонажей мифа.

Согласно

анимистическим представлениям к.-з. и к.-п., параллельно реальному земному миру

существовал ирреальный иной мир, заселённый сонмом всевозможных духов, которые

во многом определяли жизнь и благополучие людей. Поскольку и у к.-з., и у к.-п.

традиционно в экономической жизни высокую роль сохраняли охота и рыболовство,

вполне естественно, что духи-хозяева воды, а особенно леса в традиционном

мировоззрении доминировали в иерархии низших мифологических божеств. Считалось,

что ещё в мифическое время Ен разделил богатства лесов между людьми и лесными

духами, а богатства рек и озёр между водяными духами и людьми. Причём, получать

свою долю этих богатств люди могли только по согласованию с духами-хозяевами

леса и воды. Среди духов-хозяев леса подразумевалась своеобразная иерархия: был

старший леший, помимо духов-хозяев определённого лесного участка и обитающей на

нём живности существовали духи-хозяева отдельных видов животных (хозяин белок,

хозяин зайцев и т.д.)



Ваше мнение



CAPTCHA