Категория
Культурология
Тип
доклад
Страницы
16 стр.
Дата
16.07.2013
Формат файла
.html — Html-документ
Архив
782825.zip — 12.58 kb
  • negativnaja-jevristika-v-kulturologicheskom-analize_782825_1.html — 39.7 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

“Негативная эвристика” в культурологическом анализе

Ментальное пространство каждой культуры подобна комете,

"ядро" которой образует совокупность доминирующих тем, а

"хвост" составляет множество тем производных. Задача осознания

своеобразия культуры также вызывает необходимость в сравнительном

культурологическом анализе, который в свою очередь  порождает слой "негативной эвристики". Этот термин,

введенный в методологию науки И. Лакатосом представляется целесообразным

использовать для обозначения совокупности высказываний в концептуальных

построениях, фиксирующих отличия изучаемой культуры от других (чаще всего

образцовых, древнегреческой, западноевропейской, древнеиндийской и др.),

показывающих, какими ценностно-мыслительными ориентациями она не обладает.

"Негативная эвристика" выполняет важную позитивную функцию осмысления

своеобразия культуры, а также позволяет избежать неправомерных аналогий,

экстраполяций, когда на основе подобия некоторой группы признаков сравниваемых

культур делается вывод об их единстве в целом или и в других признаках,

например, когда говорят о рыцарстве или "эпохе Возрождения” в русской

культуре.

Примечательной особенностью языческой духовной культуры

восточных славян является отсутствие индивидуалистически направленных

ценностно-мыслительных ориентаций. "Натуралистическое" восприятие

действительности применительно к человеку улавливало только физиологическую сторону

его существования. Поэтому, группа натуралистических ценностей, из которых

определяющей была "физическая сила", очерчивала горизонт варварского

человека-славянина. Понятия чести, достоинства, высокой ценности человеческой

жизни и т.д. относительно язычника-славянина неприложимы. Они требуют

натуралистического истолкования. И это понятно, потому что горизонтом всякой

языческой культуры являются натуралистические ценности.Восточные славяне

проживали на территории для западноевропейцев мало изученной (на картах западноевропейцев

земли выше нижнего течения Днепра и Дона практически не обозначены, т.е. не

известны). Византийский историк VI века Прокопий Кесарийский ограничивался

описанием лишь прибрежных земель Эвксинского Понта (т.е. Чёрного моря),

специально оговариваясь на приблизительности его сведений: "Такова

окружность Понта Элевсинского от Калхедона (Халкедона) до Византии. Но какова

величина этой окружности в целом, этого я точно сказать не могу, так как там

живёт такое количество, как я сказал, варварских племен, общения с которыми у

римлян, конечно, нет никакого, если не считать отправления посольств".

Археологические находки на территории Украины монет, керамики и др. греческого

и византийского происхождения могут свидетельствовать не только об интенсивности

торговых и культурных связей, сколько об успехах грабительских походов славян.



Ваше мнение



CAPTCHA