Категория
Культурология
Тип
доклад
Страницы
7 стр.
Дата
15.07.2013
Формат файла
.html — Html-документ
Архив
776856.zip — 5.38 kb
  • ikona-i-svjatoj-dux_776856_1.html — 15.77 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

Икона и Святой Дух

Лепахин В. В.

Икона

и Дух Святой — этой теме уделяется все еще мало внимания. В богословии иконы

недостаточно определенно подчеркивается благодатное присутствие Святого Духа,

Его "дыхание" в генезисе и бытии церковного образа, во взаимосвязи

образа с Первообразом, в иконопочитании и в иконописании.(1) Между тем, учение

об иконе бесспорно имеет и пневматологический аспект, о чем ясно говорят Святые

Отцы: назовем прежде других свт. Василия Великого и прп. Иоанна Дамаскина.

Незримое сопребывание Святого Духа во всяком проявлении или действии

Первообраза обусловлено самой нераздельностью Ипостасей Пресвятой Троицы. Свт.

Василий Великий пишет: "Невозможно иначе видеть Образ Бога невидимого как

только в озарении Духа. И кто устремляет взор на образ, тому нельзя отлучить

свет от образа... При озарении только Духа, собственно и надлежащим образом,

видим сияние славы Божией, а посредством Образа возводимся к той славе, которой

Он есть Образ и равнообразная печать".

Что

соединяет образ и Первообраз? — Вначале сотворение человека по образу Божию.

Затем спасительное нисхождение Первообраза долу — Благовещение, Рождество

Христово. Боговоплощение и вочеловечивание — это принятие Невидимым Образом

образа видимого, человеческого. По существу, Рождество есть воиконовление

Второй Ипостаси, есть иконоявление Христово. Далее следует движение горé

— Вознесение Господне. Но верное понимание Вознесения невозможно без учета того

обетования, которое дал Господь своим ученикам на Елеонской горе перед

восшествием к Отцу, — обетования о ниспослании Святого Духа. Дух превечно и

неотлучно присутствует во всех действиях Сына. Не случайно, как отмечает инок

Григорий (Круг), "в наиболеее древних изображениях Вознесение и Сошествие

Духа Святого связываются в одно". По Вознесении Господнем реальная

онтологичная взаимосвязь между Первообразом-Христом и образом-человеком

возможна лишь при посредстве и содействии Святого Духа, именно для этого Он

посылается вознесшимся к Отцу Сыном. Кроме того, Святой Дух, по учению прп.

Иоанна Дамаскина, имеет прямое отношение к Образу: "Подобный и совершенно

равный образ Сына — Святой Дух, в одном только отношении имея различие (с Ним):

в том, что Он исходит". Обратим внимание на богословие великого защитника

икон: Второе Лицо Пресвятой Троицы — нетварный рожденный Образ, Третье Лицо —

нетварный исходящий Образ, Святой Дух — единоóбразен с Сыном, и поэтому

в онтологическом плане Он есть прямая и обратная связь между образом и

Первообразом.



Ваше мнение



CAPTCHA