Категория
Культурология
Тип
доклад
Страницы
6 стр.
Дата
14.07.2013
Формат файла
.html — Html-документ
Архив
769908.zip — 5.25 kb
  • avidja_769908_1.html — 14.68 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

Aвидья

Aвидья (пали,

санскр.– «незнание», «неведение»), в индийской философии, отсутствие

«достижения» индивидом своей подлинной природы и, соответственно, целей своего

существования. Авидья является источником реинкарнаций (сансара) и состояния

страдания (духкха). Сансара, как и авидья, безначальна, но их безначальности

разного порядка: авидья – необходимое и достаточное условие сансары как

реализации «закона кармы», сансара – неизбежная материализация авидьи в сериях

перевоплощений, которые оцениваются однозначно как страдание.

Представление

незнании как источнике всего неподлинного и потому «страдательного» бытия всех

живых существ, является общеиндийским (сама идея восходит по крайней мере к

«средним» Упанишадам). В буддизме авидья является «начальным» звеном в

знаменитом круге, описываемом двенадцатичленной формулой зависимого

происхождения (пратитья-самутпада). Она мыслится здесь прежде всего как ложное

самоотождествление психофизической организацией с сознанием своего Я –

сознанием, являющимся причиной желаний и жажды «становления», которые,

поскольку они никогда не могут быть удовлетворены, неизбежно ведут к страданию.

Концепция авидьи разрабатывалась и в школах махаянского буддизма – как в

мадхьямике, так и в йогачаре-виджнянаваде (ср. Йогачарабхуми Асанги и др.).

В

брахманистских системах авидья – ложное самоотождествление этого Я с тем, что

считается ему бытийно чуждым, – с телесными образованиями (кроме физического

тела, большинство индийских школ признавало и «промежуточные», полуматериальные

образования), а также с самим психоментальным устройством индивида. «Предметную

сферу» авидьи, которая обозначается в Ньяя-сутрах как ложное знание (аджняна),

обстоятельно разбирает первый комментатор Ньяя-сутр Ватсьяяна (4–5 вв.): «При

этом ложное знание многообразно во [всей сфере] предметов знания, начиная с

Атмана и завершая освобождением. Так, об Атмане [ложно утверждается], будто его

нет, а о том, что не есть Атман, – будто это Атман; о том, что является страданием

– будто это счастье, а о том, что невечно, – будто оно вечно; о том, что есть

отсутствие защиты, – будто это [и есть] защита, а о том, что [внушает] страх, –

будто это [надежное] прибежище; о том, что отвратительно, – будто это желанно,

а о том, от чего следует избавиться, – будто от него избавляться не следует.

Относительно деятельности [утверждается], будто нет ни действия, ни результатов

действия. Относительно дефектов – будто ими не обусловливается сансара.

Относительно перевоплощения – будто нет живого существа, души или Атмана,

которые претерпевали бы смерть и существовали после смерти; будто рождение

беспричинно, как и прекращение рождения; будто реинкарнации имеют начало, но не

имеют конца; будто они, будучи и обусловленными, не имеют [своей] причиной

действия или что вследствие разрушений и восстановлений «серий» тела, индрий,

интеллекта, ощущений они не связаны с Атманом. Относительно освобождения –

будто страшно это прекращение всех дел и что при освобождении, [означающем]

расставание со всем, уничтожается множество приятного, и как, следовательно,

разумный пожелает такого освобождения, которое разрушает все счастье и

[равнозначно] прекращению сознания?!». В Йога-сутрах незнание – основной

аффект, который является причиной четырех остальных – «самости» (асмита),

похоти (рага), неприязни (двеша) и привязанности к жизни (абхинивеша),

обусловливающих, наряду с ним, сансарное существование. В комментарии к этой

сутре Вьяса подчеркивает, что авидья – не просто отсутствие истинного знания,

но именно замещение его знанием противоположным, подобно тому, как «не-друг»

есть обозначение не просто отсутствия друга, но наличия врага.



Ваше мнение



CAPTCHA