Категория
Культурология
Тип
доклад
Страницы
9 стр.
Дата
11.07.2013
Формат файла
.html — Html-документ
Архив
762041.zip — 7.44 kb
  • ponjat-islam_762041_1.html — 21.12 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

Понять Ислам

Ф. Шюон

Пророк сказал:

'Бог не создал ничего благороднее разума, и гнев Его падает на тех, кто им

пренебрегает'. И еще: 'Бог прекрасен и возлюбил прекрасное'. Оба эти изречения

весьма характерны для Ислама: мир представляется ему огромной книгой,

исполненной символов и знаков (айат), то есть элементов красоты, взывающих к

нашему разумению. Мир состоит из форм, похожих на отголоски застывшей небесной

музыки; познание или святость растопляют эти оледеневшие осколки, освобождая

таящуюся в них внутреннюю мелодию[2]. Здесь уместно вспомнить тот стих из

Корана, где говорится о 'скалах, откуда брызнут источники', и о сердцах,

которые 'тверже скал'; эти образы сопоставимы с 'живой водой' Христа и с 'потоками

живой воды', которые, согласно Евангелию, истекают из святых сердец.

Эти

'источники', эти 'потоки живой воды' не подвластны формообразующим и

разделяющим силам кристаллизации; они струятся в области 'сущностной истины'

(хакика), к которой ведет 'путь' (тарика), ответвляющийся от 'общей дороги'

(шариат), то есть от основного Закона; на этом уровне истина перестает быть

совокупностью понятий, превращаясь в 'стихию', подобную воде или огню.

Вышесказанное позволяет нам перейти к другому рассуждению, а именно:

существование различных религий, каждая из которых говорит на своем языке,

считая его абсолютным и, следовательно, исключительным,- это существование

оправдывается тем, что различия между религиями полностью соответствуют

различиям между отдельными людьми; иначе говоря, религии истинны, потому что к

каждой из них было обращено слово Божие; они различны, потому что Бог говорил

на разных языках в соответствии с разницей восприятия, и, наконец, все они

абсолютны и исключительны, потому что каждый раз Бог провозглашал: 'Я семь'.

Вполне понятно и естественно, что такого рода мысли неприемлемы на уровне

экзотерического правоверия[3], но созвучны тому вселенскому правоверию, которое

проповедовал, например, Мохийдин ибн Араби, великий глашатай мусульманского

гнозиса: 'Сердце мое открыто всему сущему: оно - пастбище для газелей[4] и

христианский монастырь, капище идолопоклонников и Кааба паломника, скрижали

Торы и стихи Корана. Я исповедую религию Любви[5]. Куда бы ни шли ее

караваны[6], она останется моей религией и моей верой' (тарджуман

аль-ашвак)[7].



Ваше мнение



CAPTCHA