Категория
Культурология
Тип
доклад
Страницы
5 стр.
Дата
11.07.2013
Формат файла
.html — Html-документ
Архив
759556.zip — 4.51 kb
  • karavadzho-i-karavadzhizm_759556_1.html — 10.74 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

Караваджо и

караваджизм

Караваджо

(Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело

(28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, — 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский

живописец.

Основоположник

реалистического направления в европейской живописи 17 в.

Учился в Милане

(1584—88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606,

затем — в Неаполе (1607 и 1609—10), на острове Мальта и в Сицилии (1608—09).

Творчество К., не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной

школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском

искусстве конца 16 — начала 17 вв. (маньеризму и академизму).

Ранние

произведения К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной

светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в.

(Дж. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др.). Вместе с тем уже в них появляется

ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа К. противопоставляет

индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх»,

Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета — непредвзятое

изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея

Боргезе, Рим). Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и

академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало

(«Вакх», 1592—93, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию

господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи —-

натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и

бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). Религиозная картина получает у него

новую, интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея

Дориа-Памфили, Рим). К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная

система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на

погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая

наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к

зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). Зрелые произведения К. (1599—1606) —

это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие

исключительной драматической силой. Мощные контрасты света и тени,

выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный,

насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при

неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в

моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание

апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599—1600, церковь Сан- Луиджи

деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600—01, церковь

Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 1603—06, церковь

Сант-Агостино, — все в Риме; «Положение во гроб», 1602—04 (см. илл.),

Пинакотека, Ватикан; «Смерть Марии», около 1605—06, Лувр, Париж). Подчёркнутая

простонародность типажа, решительность утверждения демократических

художественных идеалов в картинах К. вызвали резкую оппозицию сторонников

официального искусства. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. В

поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (1606—10),

дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных

явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия,

Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами

скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна

Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта; «Погребение св. Лучии»,

1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). К. обращается к теме одиночества людей в

огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива,

объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. Свет в поздних

картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к

тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина).

Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. Новаторское

искусство К. нашло последователей в Италии и др. странах Европы, оказав влияние

на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах

(Караваджизм).



Ваше мнение



CAPTCHA