Категория
Культурология
Тип
реферат
Страницы
47 стр.
Дата
21.04.2013
Формат файла
.html — Html-документ
Архив
427227.zip — 31.37 kb
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

Знания о религии от древнейших времен до XVIII века

Тажуризина З.А., д-р филос. наук

Знания о религии в древнем
мире

Уже
в древности люди пытались постичь религию, понять, почему появилась вера в
богов. Подобные размышления возникали в рамках философских учений и получили
наиболее полное выражение в античном мире — Древней Греции и затем Древнем
Риме, хотя отдельные элементы знаний о религии существовали в Древней Индии и
Древнем Китае (например, в учениях локаятиков и Ван Чуна). Античные знания о
религии можно представить в виде совокупности идей, содержавшихся в сочинениях
греческих и римских философов с VI в. до н. э. по II в. н. э. Они осмысливали
политеизм, который отразился в мифах о богах и героях, изложенных Гомером и
Гесиодом.

Для
возникновения философских знаний о религии необходимо, чтобы философия
отделилась от языческих представлений. В Древней Греции этот процесс начался с
VI в. до н. э-. в условиях относительной свободы значительного числа ее
граждан. Ферекид и Теаген трактовали мифы в природно-космологическом плане.
Ферекид разумел под Зевсом эфир, под Хтонией — Землю, а Теаген считал, что в
рассказах Гомера о противоборстве богов аллегорически выражено противоборство
элементов.

Разнообразие
вариантов в аллегорических трактовках мифов создавало почву для распространения
в античном обществе представлений о естественном происхождении религии.
Ксенофан из Колофона заметил, что разные народы создают образы богов
соответственно своим особенностям. Для него религия являлась продуктом
коллективного творчества. Она рассматривалась и как творение отдельных
личностей, например, Евгемером. Античные философы высказали целый ряд
соображений о причинах возникновения религии. Это, прежде всего, вымысел.
Критий считал, что религия — выдумка законодателей и правителей. Секст Эмпирик
заметил, что первыми предположение о богах высказали вожди для того, чтобы
сдержать неправедно живущих. Идея вымысла как фактора появления и существования
религии, следовательно, тесно связана с мыслью об обмане. Евгемер считал, что
люди, превосходившие других силой и разумом, принуждали остальных повиноваться
своим приказаниям и в целях большего подчинения выдумали, будто они обладают
божественной силой. Догадку о роли социального фактора в возникновении религии
высказал Продик из Кеоса. Согласно ему боги — порождение отношений, связанных с
переходом к земледельческому труду; все полезное для жизни древние назвали
богами: хлеб — Деметрой, вино — Дионисом и т. д. Платон излагал позицию
софистов: “боги существуют не по природе, а в силу искусства и некоторых
законов, причем в различных местах они различны.... Законодатели же, продолжает
он, вносят новые изменения в законы, получается, что религия, возникшая из
политических соображений, носит достаточно условный характер.



Ваше мнение



CAPTCHA