Категория
Прочее
Тип
автореферат
Страницы
76 стр.
Дата
16.04.2013
Формат файла
.doc — Microsoft Word
Архив
399446.zip — 70.08 kb
  • jellinskie-tradicii-i-varvarskie-vlijanija-v-religioznoj-zhizni-grecheskix-kolonij-severno_399446_1.doc — 290.5 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

На правах рукописи

шауб игорь юрьевич
Эллинские традиции и варварские влияния в религиозной жизни греческих колоний Северного Причерноморья (VI-IV вв. до н.э.)

07.00.06 – археология

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора исторических наук

Санкт-Петербург
2010
Работа выполнена в Институте истории материальной культуры РАН.

Официальные оппоненты:
доктор исторических наук, профессор Молев Евгений Александрович
доктор исторических наук, профессор Пьянков Игорь Васильевич
доктор исторических наук, профессор Савинов Дмитрий Глебович

Ведущая организация: Государственный Эрмитаж

Защита состоится “” 2010 г. в 14 часов на заседании совета Д 002.052.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте истории материальной культуры РАН по адресу: Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории материальной культуры РАН.

Автореферат разослан “” 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, канд. ист. наук

П.Е. Нехорошев


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В процессе Великой колонизации греки (преимущественно из Ионии) принесли на берега Понта огонь эллинского духа и, как могли, поддерживали его горение. В то же время им приходилось не только приспосабливаться к гораздо более суровым, чем в Средиземноморье, условиям существования в новой экологической среде, но и сообразовываться с той демографической ситуацией, в которой они оказались. Поскольку отличительной чертой эллинской психологии была чрезвычайная пластичность, все эти новые факторы должны были оказывать весьма существенное влияние не только на быт, но и на менталитет греков.
Если бы греки не были столь любознательны и открыты для «чужого», то исследование существования их колоний в Сев. Причерноморье ограничилось бы проблематикой сохранения эллинства на периферии ойкумены, что, несомненно, само по себе важно и интересно. Однако тем фактором, который определяет значимость Сев. Причерноморья в истории античного мира, является наличие у греческих колоний разноплеменного варварского окружения, с которым им волей-неволей приходилось вступать в контакты на самых разных уровнях на протяжении всего своего существования (от характера этих контактов во многом зависело даже само существование этих колоний). Поэтому при рассмотрении религиозной жизни как греков-колонистов, так и окружавших их варваров в период от основания большинства северопричерноморских колоний до крушения «Великой Скифии» на рубеже IV-III в. 1 , значительное внимание уделяется проблеме греко-варварских контактов в сфере религии (Шауб, 2008а).
До недавнего времени сложная проблематика религиозной жизни населения Сев. Причерноморья античной эпохи не привлекала к себе должного внимания исследователей. Глубокая разработка этой темы, начатая в трудах М.И. Ростовцева и И.И. Толстого, в дальнейшем осуществлялась по сути только в скифологии (прежде всего – в работах Д.С. Раевского). Такое положение дел было обусловлено не только незначительным количеством письменных и фрагментарным состоянием археологических источников и весьма далеким от совершенства характером их публикации (многие ценнейшие культовые памятники были не опубликованы и недоступны для изучения), но и тем обстоятельством, что свободному и непредвзятому рассмотрению религиоведческой проблематики не только современности, но и древности, существенно препятствовала господствовавшая в СССР идеология.
Вполне естественно, что за последние годы интерес к проблемам религиозной жизни обитателей Сев. Причерноморья значительно возрос. Появился целый ряд исследований, в которых нашли отражение различные аспекты данной темы. Несмотря на эту отрадную тенденцию, приходится констатировать, что в подавляющем большинстве таких работ (написанных преимущественно украинскими учёными) игнорируется или отрицается важнейший, по нашему мнению, вопрос, относящийся к культурно-исторической проблематике античного Сев. Причерноморья, — вопрос о греко-варварских взаимодействиях в религиозной сфере. Во многом поэтому основное внимание в диссертации сосредоточено на сложнейшем аспекте этой проблемы, а именно — на местных влияниях на верования и культы колонистов.



Ваше мнение



CAPTCHA