Категория
Музыка
Тип
реферат
Страницы
12 стр.
Дата
31.03.2013
Формат файла
.html — Html-документ
Архив
303691.zip — 9.56 kb
  • kosmizm-ivana-vyshnegradskogo_303691_1.html — 31.55 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

КОСМИЗМ ИВАНА ВЫШНЕГРАДСКОГО Н. Катонова С-Петербург И. Вышнеградский принадлежал к замечательной, но еще недостаточно изученной ветви отечественной музыки начала ХХ столетия, к так называемым “русским авангардистам” зарубежья, к числу которых также относятся Н. Черепнин, А. Лурье, Н. Обухов, Е. Голышев. Именно этой, “зарубежной” ветвью, русская музыка оказалась интегрированной в европейский музыкальный многоязыкий мир, охваченный поиском новых, порой радикальных

композиторских идей. Сейчас уже очевидно, что феномен русского авангарда 1910-20-х годов теснейшим образом связан со звуковыми открытиями Скрябина. Его стремление к расширенным параметрам звучности, к новым средствам организации музыкальной материи, идеи расщепления тонов, оказались ближе эре тотальной организации звуковой материи, нежели модернизм Прокофьева или стилевой универсализм Стравинского. Сближение это наблюдается на уровне миро- и звукосозерцания, и на уровне моделируемой

музыкальной лексики. Являясь “музыкальным внуком” Н.А. Римского-Корсакова Вышнеградский окончил Петербургскую консерваторию по классу Николая Соколова Вышнеградский, тем не менее, довольно рано оказался под влиянием Скрябина, и, прежде всего, его религиозно-философских идей, в том числе идеи космизма, отличающей одно из основных направлений русской мысли начала века.

На протяжении многих лет композитор переписывался с Н.А. Бердяевым, обсуждая с ним проблемы целостности мира и гармонии. Вот фрагмент одного из писем, в котором, на наш взгляд, отражен основной ракурс мировоззрения композитора: «Русские в своем творческом порыве ищут совершенной жизни, а не только совершенных произведений» - говорите Вы. И как Вы правы, и как глубоко я это чувствую в себе…

Выход, по-моему, в универсальном понимании красоты, как выходящей из пределов чисто эстетической сферы - вернее, в актуальном воплощении этого понимания в произведениях искусства. Ницше в “Заратустре” говорит: “Бога скрывает Красота его!” Вот понимание, под которым я подписываюсь.” Иван Вышнеградский. Пирамида жизни. М,2001.С.208. Композитор выбрал свой путь духовного совершенствования посредством сочинения



Ваше мнение



CAPTCHA