Категория
Философия
Тип
статья
Страницы
30 стр.
Дата
30.03.2013
Формат файла
.html — Html-документ
Архив
295650.zip — 21.9 kb
  • socialnye-ogranichenija-modernizacii-rossii_295650_1.html — 71.37 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

Социальные ограничения модернизации России

Яницкий Олег Николаевич - доктор философских наук,
главный научный сотрудник Института социологии РАН.

Исходные предпосылки

Рассуждать
о модели модернизации бессмысленно без знания исходных предпосылок. В данной
статье я исхожу из сохранения status quo, то есть сохранения существа
социально-политической системы и продолжения ее курса, что в литературе
обозначается как зависимость от прошлого, от "колеи" [1]. Советская
парадигма общественного бытия продолжает демонстрировать устойчивость;
советское прошлое, его события и достижения - предмет национальной гордости;

главная
установка массового сознания - на доминирование государства в экономике и
управлении собственностью; традиционные ценности постепенно восстанавливают
воздействие на общество.

"Модернизационный
рывок России "захлебнулся", а возможности ускоренного движения к
постмодерну оказались упущены. Социокультурная модернизация идет сегодня в
стране своим естественным путем, а не ускоренным темпом, а значит, ее
продвижение в ширь и в глубь общества зависит главным образом от смены
поколений" [2, с. 134, 144].

Инерция
российского социума, сращенности бизнеса и власти, неразделенности ее ветвей,

фактически
однопартийная система, ограниченность гражданских прав и свобод сохранятся в
обозримом будущем. Это значит, что глобальные и даже региональные войны
маловероятны,

поскольку
российские активы находятся в западных банках. Но давление извне (в форме
конфликтов локальных, требования участия в миротворческих акциях далеко за
пределами страны и т.д.) будет нарастать. В данном случае важно прежде всего то,
что это давление извне будет отвлекать внимание и ресурсы от нужд модернизации
и снижать мотивацию населения по участию в этом процессе. Вопрос массы
самодеятельного населения: "Что даст лично мне эта неизвестная
модернизация?", далеко не праздный. Начиная с периода позднего брежневизма,
негласно направлявшего жизнь этой массы по принципу "живи и давай жить
другим", потребление, а не труд, тем более - труд творческий, инновационный,
стали ее главными ориентирами. До начала кризиса 2008 г. идеология потребительского общества прекрасно работала, даже в малообеспеченных слоях
населения. На базе этой идеологии выросло и сформировалось поколение. За годы
реформ мы не слышали никаких призывов к ее изменению. Напротив, вся пропагандистская
машина работала на эту модель быстрого обогащения и успеха любой ценой.



Ваше мнение



CAPTCHA