Категория
Прочее
Тип
авторские материалы
Страницы
28 стр.
Дата
25.03.2013
Формат файла
.rtf — Rich Text Format (Wordpad)
Архив
265568.zip — 26.72 kb
  • otechestvennye-istoriki-o-gosudare-ivane-iv-groznom-sf-platonov_265568_1.rtf — 128.3 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо




Текст работы

ИЗ
"ПОЛНОГО КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ"

Публикуется
по: Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. Ростов-на-Дону, 1999.
С. 113–125.

ВРЕМЯ
ИВАНА ГРОЗНОГО

Время
Ивана Грозного давно привлекает к себе внимание ученых и беллетристов необычным
в русской истории драматизмом положений и яркостью характеров. В эпохе Грозного
много содержания: бурное детство великого князя; период светлых реформ и
счастливых войн на востоке; ссора с советниками и опалы на них; опричнина,
которая была, в сущности, глубоким государственным переворотом; сложный общественный
кризис, приведший к опустению государственного центра; тяжелая и неудачная
борьба за балтийский берег — вот главнейшие факты, подлежащие нашему вниманию в
царствование Ивана Грозного. Но нельзя сказать, чтобы мы хорошо знали эти
факты. Материалы для истории Грозного далеко не полны, и люди, не имевшие с
ними прямого знакомства, могут удивиться, если узнают, что в биографии Грозного
есть годы, даже целые ряды лет без малейших сведений о его личной жизни и
делах.

Первые
годы. Таково прежде всего время его детства и юности. По восьмому году он
остался круглым сиротой и с младшим братом Юрием попал на попечение бояр,
которые питали их "яко иностранных или яко убожайшую чадь", так что
Грозный, по его словам, пострадал "во одеянии и во алкании". Внешние лишения
сопровождались моральными обидами. Грозный с негодованием вспоминал, как
Шуйские вели себя: "Нам бо во юности детства играюще, а князь И. В.
Шуйский сидит на лавке, локтем опершися, отца нашего о постелю ногу положив, к
нам же не преклоняйся". А в официальной обстановке, при народе, те же
Шуйские по "чину" низко преклонялися перед маленьким великим князем и
тем учили его двуличию и притворству. Растащив многое из великокняжеского
имущества, бояре явились перед мальчиком-государем грабителями и "изменниками".
Ссорясь и "приходя ратью" друг на друга, бояре не стеснялись
оскорблять самого государя, вламываясь ночью в его палаты и силой вытаскивая от
него своих врагов. Шуйских сменял князь Бельский с друзьями, Бельского опять
сменяли Шуйские, Шуйских сменяли Глинские, а маленький государь смотрел на эту
борьбу боярских семей и партий до тех пор, пока не научился сам насильничать и
опаляться, — и "от тех мест почали бояре от государя страх имети и
послушание". Они льстили его дурным инстинктам, хвалили жестокость его
забав, говоря, что из него выйдет храбрый и мужественный царь, — и из мальчика
вышел испорченный и распущенный юноша, возбуждавший против себя ропот
населения. Однако в конце 1546 и начале 1547 г. этот юноша выступает перед нами
с чертами некоторой начитанности и политической сознательности. В литературно
отделанных речах, обращенных к митрополиту и боярам, он заявляет о желании
жениться и принять царский венец: "Хочу аз поискати прежних своих
прородителей чинов — и на царство на великое княжение хочу сести".
Грозный, принимая венец (1547), является носителем того идеала, которым, как мы
видели, определяла свою миссию его народность; он ищет царства, а не только
великого княжения, и официально достигает его в утвердительной грамоте цареградского
патриарха (1561). И не только в деле о царском венце, но и во всех своих
выступлениях пред духовенством и боярами молодой царь обнаруживает начитанность
и умственную развитость: для своего времени это образованный человек.
Раздумывая над тем, откуда могли прийти к распущенному морально юноше его
знания и высшие умственные интересы, мы можем открыть лишь один источник
благотворного влияния на Грозного. Это — круг того митрополита Макария, который
в 1542 г. был переведен на московскую митрополию с новгородской архиепископии.
С Макарием в Москву перешли его сотрудники по литературному делу — собирания
"великих минейчетьих" — и в их числе знаменитый священник Сильвестр.
Сам Макарий пользовался неизменным почитанием Грозного и имел на него хорошее
влияние; а Сильвестр прямо стал временщиком при Грозном и "владяше обема
властми и святительскими и царскими, яко же царь и святитель". Воздействие
этих лиц обратило Грозного от забав к чтению, к вопросам богословского знания и
политических теорий. Способный и впечатлительный от природы, Грозный скоро
усвоил себе все то, чем питался ум и возбуждалось чувство передовых москвичей,
и сам стал (по выражению одного из ближайших потомков — князя И. М.
Катырева-Ростовского) "муж чюднаго рассуждения, в науке книжнаго поучения
доволен и многоречив зело". Таким образом, моральное воспитание Грозного
не соответствовало умственному образованию: душа Грозного была всегда ниже его
ума.




Ваше мнение



CAPTCHA