Категория
Философия
Тип
реферат
Страницы
7 стр.
Дата
21.03.2013
Формат файла
.html — Html-документ
Архив
240568.zip — 5.84 kb
  • lm-lopatin-vopros-o-svobode-voli_240568_1.html — 17.53 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

Федеральное
агентство российской федерации

Российский
Государственный Гуманитарный Университет


Реферат
на тему:

Л.М.
Лопатин. Вопрос о свободе воли.


Выполнил:

Студент
4-го курса

Философского
факультета

Смирнов
Д.В.

Лопатин для разрешения
вопроса о свободе воли человека отталкивается от Канта и Шопенгауэра:
необходимость не исключает свободы воли, а наоборот, подтверждает ее как свое
основание. В мире вещей все детерминировано – подчинено строгим законам, но эти
законы, в свою очередь, подчинены силам их производящим и эти силы являются
абсолютно свободными от созданных ими законов.

Причины вещей не могут
исходить из физической природы, здесь нет творческого начала, а все является
продолжением предыдущего. Но традиционно сложилось не верное о нем
представление: как о каком-то неизменном единообразии, и процессе,
совершающегося по одним и тем же механическим законам. «Таким образом, закон
причинности в его современном понимании, последовательно раскрытый, неизбежно
превращается в механический закон сохранения энергии». В физическом мире все
процессы работают по закону сохранения энергии и абсолютное безразличие к
качественной стороне явлений. В сфере же духовной есть некоторая
неопределенность, т.е. присутствует момент «творческого самоопределения», и
есть качество или целесообразность действий. В ней не предполагается никакого
единообразия явлений. Закон причинности основан на двух постулатах: всякий
акт предполагает деятеля, всякая проявленная реальность подразумевает
воплощающуюся в ней силу
. Иными словами, «закон причинности заключается в
том, что все существующее, раз оно имеет реальность, есть причина, т.е.
в чем-нибудь себя обнаруживает». Такие причины, которые не имеют
порождающих их действий, а начинают лишь от себя новые действия – являются
творческими. Поэтому, действительность имеет метафизическую основу в творческой
первопричине, которая, следовательно, и творчески-свободна, т.е. «самопочинна».
Эта причина и есть воля. И весь вопрос о нравственной свободе воли в человеке
Лопатин сводит к вопросу о том: присутствует ли в нашей личности творческая
сила и в каком смысле присутствует?



Ваше мнение



CAPTCHA