Категория
Прочее
Тип
реферат
Страницы
16 стр.
Дата
14.03.2013
Формат файла
.doc — Microsoft Word
Архив
206874.zip — 22.91 kb
  • nesmotrja-na-vse-mnogoobrazie-vzgljadov-antichnyx-myslitelej-i-ix-posledovatelej-na-proisx_206874_1.doc — 95.5 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на все многообразие взглядов античных мыслителей и их последователей на происходящее с человеком после его кончины, все они сходились на том, что смерть неизбежна и что она окутана тайной. Различным философским теориям предшествовала вера в существование у человека души, покидающей тело в момент смерти и переходящей в царство мертвых в виде, схожем с его телесным воплощением.
Взгляды на смерть менялись, но погребальные обряды, ритуалы и традиции оставались неизменными на протяжение веков, как выражение скорби и дань памяти усопших. Считалось, что лучше не допускать гнева богов, а совершать обряды, издавна установленные предками.
В древности эллины хоронили покойных в местах, подготовленных с этой целью в их собственных домах. Впоследствии же, во избежание вспышек эпидемий, они перенесли места погребения на необитаемые острова либо вне стен городов.
Основатель эпикурейской философской школы Эпикур писал: «Смерть для нас – ничто, ведь все – и хорошее, и дурное, заключается в ощущениях, а смерть есть лишение ощущений. Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то уже нет нас». Такой взгляд на неизбежно предстоящую кончину, пожалуй, наиболее близок жизнерадостным грекам.
Для древних греков, веривших, что их погребальный обряд учредил легендарный Кекропс, идеалом окончания жизненного пути являлось “быть прекрасно и с подобающим великолепием погребенным своими потомками”. Древние греки и римляне героизировали и обожествляли своих умерших. Цицерон писал: “Наши предки желали, чтобы люди, покинувшие эту жизнь, были сопричислены к сонму богов”.
Цель данной работы – рассмотреть погребальные обряды Древней Греции.
Древнегреческий обряд погребения охватывает огромные временные рамки, периодически видоизменяясь, оставляя за собой погребальные захоронения многих эпох.
Актуальность темы обусловлено тем, что археологи постоянно находят и открывают что-нибудь новое. В Греции не прекращаются раскопки, огромны территории хранят свои секреты и это много значит, для археологов, которые никогда не оставят попытки разгадать и открыть тайны древних.
Сами греки не раз обращались к вопросам погребальной обрядности. О ранних его особенностях писал ещё Гомер.
Позже мы находим некоторые черты этих обычаев в трагедиях Софокла и Эсхила. В поздний период об этом упоминают Лукиан, Цицирон.

Общая характеристика погребальных обрядов Древней Греции

Обычаи захоронения умерших начали формироваться в эпоху мустьерской культуры, когда стали намеренно сохранять тела умерших родственников от пожирания животными и людоедства. Тела умерших сородичей неандертальцы оставляли в своих жилищах, не ведая страха перед покойниками. С. А. Токарев полагает, что мустьерские погребения не имеют никакого отношения к религиозным верованиям и что они могут быть объяснены, как проявление инстинкта опрятности и чистоплотности. [8]
Для древних греков погребение умершего считалось священной обязанностью, не исполнение которой прегрешение не только перед умершим, но и перед богами, как вышнего, так и подземного мира. Не погребенный труп осквернял место, на котором он лежал; душа умершего в таком случае не могла проникнуть в царство мертвых, и боги подземного мира гневались, не получая того, что им принадлежало; душа умершего, не находя себе покоя, носилась по земле и мучила живых. Греки не знали проклятия более страшного, как умереть не погребенным (άταφος) и римляне считали лишение погребения величайшим наказанием, и ему подвергались лица, совершенно отверженные в глазах обще­ства, чуждые всяких прав, потерявшие самое человеческое достоинство. Обрекая на эту позорную участь отъявленных преступников, этот приговор большей частью соединялся с каким-нибудь публичным наказанием, по исполнении которого труп преступника оставался на месте казни, становясь добычею птиц и животных. Потому-то так и страшна была казнь через повешение и распятие, что она оставляла преступника в этом позорном положении до тех пор, пока труп не сгнивал и не разрушался. Потому-то страшно было и побитие камнями, за которым следовало тоже беспризорное состояние трупа, лишенного могильного покоя и из всех родов смерти самой ужасной почитали гибель на море, потому что поглощенные волнами трупы оставались без погребения. С этой мыслью плывшие по морю, когда находились в опасности крушения, привязывали к своему телу дорогие вещи, какие кто имел, на случай, если бы труп его был прибит волнами к берегу. Первый, кто нашел бы этот труп, обязывался немедленно предать его земле, а в награду за эту услугу мог воспользоваться драгоцен­ными вещами, найденными при трупе. Все, кто находил где-нибудь не погребенный труп, обязан был похоронить его или, при невозможности сделать это, по крайней мере, прикрыть тремя горстями земли. В Аттике погребение мертвого тела, найденного на земле какого-нибудь дема, лежало на обязанности демарха.
Оставление без погребения павших на поле битвы ставилось в тяжкую вину полководцам, как это видно в известном деле победителей при Аргинусах. Побежденным врагам не смели отказывать в перемирии для погребения убитых, или сами победители принимали на себя заботу о погребении павших врагов; просьба о перемирии для погребения убитых была, как известно, равносильна признанию себя побежденными. Припомним, наконец, ту замечательную сцену в Илиаде, когда после жарких схваток под стенами Трои враждебные стороны заключали перемирие и при свете факелов, забывши недавнюю вражду, подбирали с поля битвы умерших, сжигали их, зарывали в могилы, насыпали над ними холм и отправляли обычные религиозные церемонии.
У греков существовали две формы погребального обряда. Одна из них предполагала закапывание тела в землю, другая - сожжение его на костре. В случае кремации прах укладывался в урну, которую либо закапывали в землю, либо помещали в гробницу. [3]
Обе формы существовали параллельно, но, если не было возможно похоронить тело, для того, чтобы душа умершего не блуждала неприкаянно, необходимым считалось совершить обряд захоронения хотя бы символически — забросав его   землей. Сохранившаяся до наших времен традиция украшать могилу цветами была описана еще Цицероном.
Умершим было принято оставлять все, в чем они могли нуждаться: мужчинам клали в гроб оружие, женщинам – драгоценности.
Согласно верованиям, после смерти душу человека брал за руку бог Гермес и вел ее к реке Стикс. Перевозчик Харон перевозил души на другой берег Стикса в своей лодке. Ему полагалось заплатить за услугу, поэтому умершему в рот заранее вкладывали монету. В руку умершего вкладывалась медовая лепешка, призванная умилостивить трехглавого пса Цербера, охраняющего вход в царство мертвых. 
В классическую эпоху обряды также соблюдались, но формы изменились. Пышные и дорогостоящие состязания сменились певцами, плакальщицами и умащениями благовониями. В ряде греческих полисов (Афинах, Митилене, Сиракузах) принимались специальные законы, ограничивающие издержки граждан на погребальные обряды. Также, в соответствии с буквой закона, похоронная процессия должна была следовать по улицам города, не создавая шума.
Собственно похороны происходили обычно на следующий день после смерти, тело выносилось из дома и торжественная процессия отправлялась на кладбище или к месту погребального костра. Вынос тела проводили до восхода Солнца, чтобы не оскорбить Аполлона. Интересно, что в комнату покойника до ритуального очищения всего дома не могли заходить женщины моложе 60 лет, не считая ближайших кровных родственников.[12]
В современной Греции урна с прахом во время похорон пребывает в открытом состоянии. После завершения церемонии присутствовавшие на похоронах возвращаются в дом усопшего для торжественного поминального обеда. Согласно данным, полученным археологами при раскопках (следам пепла, костям животных, черепкам) в классическую эру такой обед проводился непосредственно на месте захоронения. Однако согласно письменным источникам, дошедшим до наших дней, обед мог быть подан и в доме усопшего.
На девятый день после похорон родственники и друзья покойного повторно собирались на месте захоронения — этот обычай сохранился до сих пор.
Вдобавок к этому, поминальные службы также принято проводить через 40 дней, 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев и год после похорон, а в дальнейшем — в день годовщины смерти.
Продолжительность траура родственники покойного определяют сами — в этот период в знак скорби женщины носят черные одежды, а мужчины — черные нарукавные повязки. Быстрая уничтожающая сила огня привлекла внимание людей еще в древнейшие времена. Огонь для сжигания умерших стали использовать приблизительно за 7 тыс. лет до н. э. Распространению огненного погребения способствовало изобилие лесов, дававших дешевый горючий материал для погребального костра. Немаловажную роль имела пышная и торжественная обстановка самого церемониала сожжения. Широкое распространение получила кремация



Ваше мнение



CAPTCHA