Категория
Литература
Тип
доклад
Страницы
5 стр.
Дата
08.08.2013
Формат файла
.html — Html-документ
Архив
884314.zip — 4.65 kb
  • saadi_884314_1.html — 10.25 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

Са’ди

Е. Бертельс

Са’ди

Мушаррафаддин ибн-Муслихаддин Абдаллах (1184 — дата смерти точно неизвестна,

обычно указывают 1291) — один из крупнейших писателей Ирана. Р. в Ширазе,

получил образование в известном медрессе Низамийэ в Багдаде, где учился за счет

правителя провинции Фарс — Са’да ибн-Зенги, от имени которрго и образовано его

прозвание (техаллус) — Са’ди. Биография его мало известна. Обычно жизнь его

делят на три периода: 1) годы учения (до 1226), проведенные почти сплошь в

Багдаде; 2) годы странствий (до 1256), во время которых он объездил почти весь

тогдашний мусульманский мир от Индии до Сев. Африки; 3) заключительный период —

возвращение в Шираз, где он и оставался до самой смерти. Еще в Багдаде С.

познакомился с учениями суфизма, и странствия свои совершил в одежде дервиша.

Однако, несмотря на это, он не примкнул к крайним течениям мистики, которой

более или менее ярко окрашена только его поэма «Бустан» (Плодовый сад),

законченная в 1257. Произведение, которому он гл. обр. обязан своей славой,

«Гулистан» (Цветник), написанное в 1258, мистики содержит мало. Это — ряд

мелких рассказиков, написанных блестящим, но не очень вычурным для того времени

языком и украшенных прекрасными стихами. Объединены они по содержанию  Саади со старинной миниатюры  в 8 глав и затрагивают почти все важнейшие

стороны тогдашней жизни. В этих рассказах С. ставит себе задачей дать читателю

руководство по практической морали, помочь ему в трудное время, когда

изнывавший под гнетом феодализма Иран подверглся вторжению монголов. Советы С.

зачастую поражают нас своей аморальностью. Он рекомендует лесть перед сильными

мира, раболепство, но в то же время месть за перенесенные обиды. Эти советы

отражали настроения задавленной и темной, не подымавшейся до открытого протеста

городской бедноты той эпохи. С. не обольщает себя иллюзиями; в «праведном»

отшельнике он умеет разглядеть человека, ищущего вполне «мирских» благ, и в

деятельности богатого купца видит погоню за накопленным богатством, ставшую

самоцелью Однако суровые выводы С. затуманены мягким юмором. Эти свойства

«Гулистана» сделали его учебником житейской мудрости «маленького человека» и

обеспечили ему распространение в самых широких кругах средневековой Персии.

Многие изречения и строки этой книги сделались поговорками и продолжают жить на

Ближнем Востоке и посейчас. Помимо указанных произведений от С. дошел до нас

ряд сборников его стихов, среди которых один на арабском языке, показывающий,  в каком совершенстве С. владел и этим языком.

В другом сборнике С. один из первых использовал в качестве технического приема

чередование арабских и персидских строк (так наз. муламмаат). Большое значение

имеют сборники его лирических газелей , которыми он в значительной степени

подготовил путь для знаменитого Хафиза. В газелях С. уже чувствуется та

искренность, которая отличает Хафиза от обычной придворной лирики, но они тоже

не чужды некоторого налета дидактики.




Ваше мнение



CAPTCHA