Категория
География
Тип
реферат
Страницы
38 стр.
Дата
20.07.2013
Формат файла
.doc — Microsoft Word
Архив
803511.zip — 31.02 kb
  • afrika-8_803511_1.doc — 130 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо


Текст работы

КЕНИЯ, Республика Кения, государство в Восточной Африке. В прошлом британская колония и протекторат, в 1963 обрела независимость. На юге граничит с Танзанией, на западе – с Угандой, на северо-западе – с Суданом, на севере – с Эфиопией, на северо-востоке – с Сомали, на юго-востоке омывается водами Индийского океана. Площадь 582,6 тыс. кв. км. Население 29 млн. человек (1998). Столица, крупнейший город и деловой центр страны – Найроби (2,3 млн. человек). Главный морской порт – Момбаса (1 млн. человек в 1997). Другие крупные города – Накуру, Кисуму, Элдорет, Тика и Наньюки.

Кения. Столица – Найроби. Население – 32 млн. человек (2004). Плотность населения – 50 человек на 1 кв. км. Городское население – 24%, сельское – 76%. Площадь – 582,6 тыс. кв. км. Самая высокая точка – гора Кения (5199 м над у.м.). Основные языки: английский, суахили (официальные), кикуйю, луо. Основные религии: католицизм, протестантизм, местные традиционные верования, ислам. Административно-территориальное деление: 7 провинций и столичный округ Найроби. Денежная единица: кенийский шиллинг = 100 центам. Национальный праздник: День независимости – 12 декабря. Государственный гимн: «О Бог, ты наша сила».

Флаг Кении

БАТИАН – вершина горы Кения.

НАЙРОБИ. Здание парламента

Природа. Территорию Кении можно разделить на четыре географических района. Первый составляют плоские прибрежные равнины. На большей части района выпадает мало осадков, исключение составляют зона близ Момбасы и долина р.Тана. Ко второму району относятся расположенные на северо-востоке прибрежные и внутренние равнины со среднегодовым количеством осадков менее 500 мм, почти лишенные растительности. Покрытый кустарниковыми зарослями северо-западный район, в пределах которого находятся оз. Рудольф и гора Кулал (2293 м), весьма напоминает северо-восточный район. Четвертый район, расположенный на юго-западе, представляет собой нагорье, расчлененное субмеридиональной восточной ветвью Восточно-Африканской рифтовой системы, со средними высотами 2500–3000 м. Здесь находятся самые высокие точки страны – горы Кения (5199 м) и Элгон (4321 м) и горный хребет Абердэр (3999 м). Это наиболее плодородная часть страны, занимающая четверть всей территории, где сконцентрировано более 3/4 населения. Количество среднегодовых осадков здесь превышает 750 мм, почвы отличаются плодородием, а климат – умеренностью, и вместо опустыненных саванн с разреженным травостоем и полупустынь, покрывающих бóльшую часть страны, местный ландшафт характеризуется высокотравными саваннами и вечнозелеными влажными тропическими лесами. Великая рифтовая долина, шириной 50–60 км, отнюдь не представляет собой однородную, глубокую и долинообразную впадину. Ее центральная часть, расположенная в районе оз. Найваша, находится на отметках 1850–2150 м над у.м. Отсюда она ступенчато понижается на юг к оз. Натрон (600 м) и на север к оз. Рудольф (400 м). В целом же плато имеет четко выраженный уклон в восточном направлении к рекам Тана и Ати, которые текут в Индийский океан, и к западу в сторону оз. Виктория.

Умеренный климат высокогорья препятствует распространению эпизоотических заболеваний. В Найроби (1675 м над у.м.) средняя годовая температура 20° С и среднее годовое количество осадков 850 мм. Средняя годовая температура в Момбасе, расположенной на высоте 16 м над у.м., 27° С, среднее годовое количество осадков 1195 мм. В 1980-х годах в этом районе вновь вспыхнула эпидемия малярии. В Лодваре средняя годовая температура повышается до 30° С, а среднее годовое количество осадков уменьшается до 150 мм, тогда как в Элдорете (2092 м над у.м.) температура понижается до 17° С при увеличении количества осадков до 1050 мм.

На Центральном нагорье Кении наиболее выражен первый сезон дождей с середины марта до конца мая; второй, менее выраженный влажный сезон, продолжается с середины октября до декабря. Солнечная сухая погода устанавливается в середине декабря и длится до начала марта. С июля по август прохладно и пасмурно, и обычно выпадает мало осадков, но в горных лесах часто бывают густые туманы (гатано).

Значительному разнообразию физико-географических условий в разных частях страны соответствует смена ландшафтов от прибрежных мангровых болот до выжженных солнцем полупустынь в районе кенийско-сомалийской границы. Типичные для ландшафтов Восточной Африки поросшие колючими кустарниками плато северо-запада с гигантскими баобабами и отдельными рощами акаций резко контрастируют с травянистыми склонами нагорий, и оба эти ландшафта резко отличаются от горных массивов, покрытых густыми лесами.

Животный мир Кении до сих пор отличается богатством и разнообразием. Здесь обитают слоны, львы, жирафы, леопарды, буйволы, носороги, различные виды антилоп и обезьян. Приходится принимать строгие меры по защите дикой фауны от браконьеров. Благодаря введению в 1989 международного запрета на торговлю слоновой костью быстро восстанавливается популяция слонов, которая в 1980-х годах сократилась на 70% и составила всего 17 тыс. голов. Как ни в какой другой стране Африки, в Кении уделяется внимание защите диких животных и организации охраняемых природных территорий. Их площадь составляет 62 тыс. кв. км, включая национальный парк Найроби (104 кв. км), расположенный недалеко от столицы, и огромный национальный парк Цаво (21 тыс. кв. км). В районе оз. Виктория еще водятся крокодилы и бегемоты. Мир птиц представлен страусами, пеликанами, фламинго и дрофами.

ОЗЕРО ВИКТОРИЯ

НАСЕЛЕНИЕ

По оценкам международных экспертов, численность населения Кении в 2004 составила 32,02 млн. человек. Согласно результатам переписи 1989, в стране насчитывались 21,4 млн. жителей, из них 98,6% африканцев. Кроме того, были зарегистрированы 53 тыс. выходцев из Азии, 34 тыс. европейцев и 41 тыс. арабов. Африканское население состоит из более 40 этнических групп. Около 21% составляют кикуйю, 14% – лухья, 12% – луо, по 11% – камба и календжин, 5% – меру. В 1980-е годы ежегодные темпы прироста населения составляли 4%, в конце 1990-х годов они снизились до 2,2%.

В 1987 в стране насчитывалось ок. 6 млн. католиков, 4 млн. протестантов, 6 млн. приверженцев других христианских церквей, 4 млн. поборников местных традиционных верований и 1,3 млн. мусульман.

В этнолингвистическом отношении африканское население Кении делится на три группы: бантуязычные народы (кикуйю, камба, меру и др.), народы шари-нильской группы (луо и др.) и нилотские народы (масаи, кипсигис, туркана, нанди и др.). Наиболее распространен язык суахили – язык банту с сильными арабскими заимствованиями. Он широко используется на большей части Восточной Африки. С 1974 суахили является официальным языком Кении. В 1975 парламент принял решение о частичном восстановлении английского языка в качестве официального.

Различия в образе жизни существуют между оседлыми земледельцами и скотоводами (например, кикуйю и луо) и полукочевыми скотоводами и охотниками (масаи, ндоробо и северные народы, говорящие на сомали). Значительный период ранней истории этих двух групп сводился к борьбе за обладание плодородными землями и тучными пастбищами. Подобные конфликты происходили, в частности, между кикуйю и ндоробо, земельные споры которых часто разрешались путем договоренности, и между кикуйю и масаями, стычки между которыми нередко перерастали в кровавые столкновения. Белые поселенцы, появившиеся в начале 20 в. на якобы нейтральной территории нагорья, стали еще одной силой, и притом весьма мощной, которая претендовала на самые плодородные земли. Когда началось строительство железной дороги, соединившей Момбасу с Угандой, появилась еще одна группа иммигрантов: привезенные на строительство этой железной дороги индийские рабочие осели в Кении, став торговцами и фермерами. Арабское население, потомки торговцев и правящей знати с о.Занзибар, сосредоточено на побережье Индийского океана, особенно в Момбасе, а также в Найроби.

Кикуйю. У кикуйю не было централизованных объединений, основой их социальной организации была система возрастных групп. Принадлежность к одной из таких групп определялась временем прохождения юношами обряда инициации, который знаменовал вступление во взрослую жизнь. У кикуйю сохранился обряд инициации для девушек, хотя ныне он имеет меньшее распространение, чем в прежние времена. Традиционные религиозные верования подкреплялись сильно развитым сознанием принадлежности к единой этнической общности. Тщательно отработанная церемония принятия соответствующих клятв и обетов была во многом оригинальной и играла важную роль в сплочении общества, где отсутствовал единый лидер. Большинство кикуйю занимались сельским хозяйством, но это не помешало им быстро осознать и использовать возможности, которые возникли с распространением европейской идеологии и политических институтов. Кикуйю населяют плодородный район между горными хребтами Абердэр и Ньери, горами Кения, Тика и Найроби; там установились и развивались контакты с белыми поселенцами. Многие кикуйю стали работать на европейских фермах, в колониальной администрации или в городах у торговцев-индийцев. Став наемными работниками, кикуйю приобщились к политической деятельности. Часто ими двигало чувство обиды на европейских поселенцев, которые отняли у них земли предков. Для борьбы за возврат этих земель в 1922–1923 была создана Центральная ассоциация кикуйю, которую в 1928 возглавил Джомо Кениата, ставший патриархом кенийского национального движения.

Кикуйю приняли активное участие в развернувшемся в 1950-е годы в Кении антиколониальном вооруженном восстании, известном под названием Мау Мау. Первый президент независимой Кении Джомо Кениата, кикуйю по этнической принадлежности, был брошен в тюрьму за то, что был одним из руководителей этого восстания. После обретения страной независимости кикуйю стали самой влиятельной политической силой кенийского общества. Это отнюдь не исключало наличие противоречий среди самих кикуйю. Так, в борьбе за власть кикуйю из Ньери нередко соперничали с кикуйю из Киамбу.

В настоящее время кикуйю в основном занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур, включая ряд товарных. Это прежде всего чай, кофе и пиретрум, который используется как средство борьбы с вредителями сельского хозяйства. Многие кикуйю живут и работают в крупных городах. В Найроби их численность составляет почти 0,5 млн. человек. После смерти президента Джомо Кениаты политическое влияние кикуйю в стране заметно ослабло; ныне они являются самой мощной силой, находящейся в оппозиции президенту Даниелу арап Мои.

Масаи. Права кикуйю на земли Центрального нагорья отрицали не только белые поселенцы, но и традиционные их враги – скотоводы-масаи. Мигрировав на территорию современной Кении ок. 600 лет назад, масаи расселились на большей части территории Рифтовой долины и прилегающих нагорьях, где разводят крупный рогатый скот, овец и коз.

В настоящее время масаи живут в южных округах Нарок и Каджиадо, бывших масайских резерватах, созданных англичанами. Хотя масаи бережно хранят традиции, они восприимчивы к новшествам, которые признают полезными. Основные формы социальной организации масаев – кланы и возрастные группы. Кланы локализованы, их члены проживают на территориях, которые они считают своими по праву первопоселенцев. Возрастные группы – надклановый мужской институт. Они составляют основу иерархической организации масайского общества. У каждой группы имеются определенные права и обязанности. По достижении юношеского возраста мальчики подвергаются обряду обрезания, их обучают воинскому искусству, и через два года они становятся воинами (моранами). Когда в разряд воинов переводится очередная возрастная группа, их предшественники поднимаются на ступеньку вверх, в категорию младших старейшин, а бывшие до этого времени младшими старейшинами воины становятся старшими старейшинами. Последние являются правящей группой.

Многие в Кении и за ее пределами считают, что масаи, противники всего нового, стремятся сохранить традиционный образ жизни. И английская администрация, и правительство независимой Кении преувеличивали приверженность масаев к традициям и их нежелание модернизировать свои социальные институты и хозяйственную деятельность.

Почти 400 тыс. масаев действительно сохраняют бóльшую часть своих традиций, но при этом они приспосабливаются к жизни в современной Кении. Еще в колониальный период они быстро восприняли такие новшества, как вакцинацию крупного рогатого скота против ящура и противоклещевую дезинфекцию. После провозглашения независимости в 1963 масаи приняли активное участие в политической жизни страны. В районах, населенных масаями, было создано много современных образовательных и лечебных учреждений. Вопреки традициям, многие масаи возделывают зерновые культуры на склонах холмов, в долинах рек и вокруг болот. Занятие земледелием способствовало диверсификации хозяйственной жизни масаев. После того как масаи создали специальные этнографические деревни, где туристы имеют возможность посетить типичное масайское жилище и приобрести местные сувениры, возросли доходы от иностранного туризма. Часть прибыли, получаемой от посещений туристами национальных парков и заповедников, масаи делят с соседними этническими группами. Все больше масаев переезжает в города. В Найроби масайская молодежь обычно устраивается в службы охраны.

Европейцы. Община европейских поселенцев была особой социально-политической группой с не менее примечательными особенностями, чем у кикуйю или масаев. В начале 20 в. и по окончании обеих мировых войн правительство Великобритании всячески стимулировало участие британцев в экономическом развитии Кении. Европейские поселенцы стремились выторговать больше политических прав у колониальной администрации Кении и правительства Великобритании. Благодаря усилиям европейцев постепенно налаживалось производство на экспорт кофе и продуктов животноводства, что приносило значительные поступления в казну колониальной администрации. Европейцы занимали влиятельное положение в Законодательном совете, а жесткий расовый барьер защищал их привилегии. После передачи власти африканскому правительству началось проведение политики выкупа европейских ферм для расселения на них африканцев, и большинство европейцев эмигрировало из Кении, главным образом в Великобританию и ЮАР.

Азиатское население. В колониальный период статус азиатов был промежуточным: их позиции были хуже, чем у европейцев, но лучше, чем у африканцев. Индийцы не могли подорвать политическое господство европейцев в Кении, но захватили контроль над розничной торговлей. Привычными фигурами для Кении тех лет были индиец-торговец, бродивший со своим товаром по внутренним районам страны, или с виду бедный, но на самом деле весьма состоятельный индиец, владевший небольшой лавкой. В свое время европейцы, а несколько позднее и некоторые африканские политические деятели опасались, что в Восточную Африку устремится население из стран Азии. Подобные опасения усиливались из-за жесткой конкуренции между индийскими и африканскими торговцами, что иногда приводило к массовым антиазиатским выступлениям в крупных городах. После провозглашения независимости 120 тыс. из 176 тыс. кенийских азиатов предпочли получить британский паспорт, а не гражданство независимой Кении. Требования африканизации торговли привели к принятию парламентом в 1967 и 1968 законов об иммиграции и о введении лицензий на проведение торговых операций, что существенно ограничило возможности неграждан Кении заниматься коммерческой деятельностью. Еще до марта 1968, когда были ужесточены правила въезда в Великобританию, многие азиаты эмигрировали туда из Кении. Шатким было положение даже тех выходцев из Азии, кто принял кенийское гражданство.

 



Ваше мнение



CAPTCHA