Категория
История
Тип
реферат
Страницы
8 стр.
Дата
13.03.2010
Формат файла
.rtf — Rich Text Format (Wordpad)
Архив
53678.zip — 18.75 kb
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо


Текст работы

"Прелестный век": Святая Русь и светская Россия
Перевезенцев С. В.
XVIII век — это новый этап в развитии темы русской святости. Главное духовное противоречие XVIII века в русской жизни — соперничество традиционной русской православной духовности
и светского миросозерцания. "Прелестный" век прельщал человека всевозможными свободами, в том числе и свободой духа…
Но опыт истории показывает, что ни один бурный переворот привычного хода вещей не обходится без потерь, и чаще всего потерь трагических. Царь Петр I Алексеевич, совершая свои преобразования, это прекрасно понимал и потому придавал большое значение идеологическому объяснению собственных деяний. Но в его сознании давнее русское представление о духовном смысле исторического бытия России, сменилась идеей светского Российского государства, объединяющего русский народ только государственными крепами и не ставящего перед собой задачей обеспечение достижения духовных целей. В известной работе В.В. Зеньковского "История русской философии" можно встретить интересное и справедливое рассуждение о том, что кристаллизационным ядром, вокруг которого в XVIII веке слагаются интересы и
идеи, "является не идея вселенской религиозной миссии (хранение чистоты
Православия), как это было раньше, а идеал Великой России".
Более того, Петр I считал традиционную русскую религиозность одним из главных источников российского "невежества". Поэтому идею Святой
Руси он заменил теорией "общего дела", созданной в западноевропейских ученых кабинетах. По убеждению Петра, именно теория "общего дела" как никакая другая отвечала задаче идеологического обоснования реформ.
В русле этой теории происходит десакрализация как идеи власти, так и самой государственной власти. Вообще, Петр I разделял убежденность своих предков в том,



Ваше мнение



CAPTCHA