Категория
История
Тип
контрольная работа
Страницы
29 стр.
Дата
20.04.2013
Формат файла
.html — Html-документ
Архив
425497.zip — 22.56 kb
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо


Текст работы

Религиозное мировоззрение в средневековом Новгороде

Главным источником, при помощи которого можно проникнуть во внутренний мир человека и сделать обоснованные выводы относительно его особенностей, являются произведения культуры. В письменном слове и устных преданиях, архитектуре и живописи, декоративно-прикладном искусстве и предметах быта находит свое выражение жизнь духа в ее волнениях, печалях и радостях, т.е. в непосредственной жизненной данности.

С культурой неразрывно связана религия. Логически понятия "культура" и "религия" связаны отношениями части и целого - религия есть часть культуры. Аксиологически (в сфере отношений ценности и оценки) культура и религия равноправны: не только религия может быть оценена с позиций культуры, но и культура - с позиций религии.

Христианство, став государственной религией на Руси, стремилось полностью подчинить народную культуру, навязать ей свою систему ценностей. Но сама русская церковь постоянно находилась под воздействием народной культуры. Представления и практики нехристианского происхождения проникали в самую плоть православия, и это неудивительно, ведь священнослужители на Руси (за исключением высших церковных чинов, которые долго "поставлялись" из Византии) были русскими людьми. В Новгороде священнослужителей от попа до архиепископа выбирали из своей среды сами горожане. И хотя церковная жизнь влияла на мировосприятие духовенства, стереотипы поведения и нормы жизни, воспринятые с детства, в значительной степени оставались неизменными. Именно поэтому, изучая историю новгородской церкви, так важно, в первую очередь, проникнуть в суть мировоззрения средневековых новгородцев.

О сохранении в XIV-XV вв. в Новгородской епархии языческих культов свидетельствуют многие письменные источники. К примеру, берестяная грамота № 317 (40-60 гг. XIV в.) сохранила обращение безымянного христианина (вероятно священника) к язычникам: "слезы проливаюстя пред богом. За то гнев божий на васо меце, поганый, а ныне покайтеся того безакония. А на то дело окаянное немного поводит, а тых бы хоя и не постыдетися. "



Ваше мнение



CAPTCHA