Категория
История
Тип
статья
Страницы
11 стр.
Дата
13.04.2013
Формат файла
.doc — Microsoft Word
Архив
381106.zip — 14.47 kb
  • filosofija-danilevskogo-po-lichnym-vpechatlenijam_381106_1.doc — 51 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо


Текст работы

Чураков Д. О.

ПЕРВОЕ
ЗНАКОМСТВО

На
Данилевского я «вышел» через чтение работ известного русского религиозного
философа Владимира Соловьева ещё в начале девяностых годов прошлого века. В
первом томе приложения к "Вопросам философии" была помещена статья
Владимира Сергеевича "Россия и Европа". В этой статье шаг за шагом на
примере многих фактов Соловьев пытается доказать вторичность русской культуры
по отношению к культуре Европы. Признавая интеллектуальную способность
отдельного русского к занятию наукой или искусством, он пишет о том, что все
достижения русской нации в этих сферах сводятся к подражанию Западу, что само
христианство — это привнесенная на язычески-славянскую почву просвещение. С
этих позиций Соловьев подвергает обширной критической атаке славянофилов и
неизвестного тогда мне Н.Я. Данилевского.

Характерен
тон, которым самый востребованный в наши дни русский философ ведет полемику. В
его изображении Данилевский — варвар, недоумок, шовинист, а теория Данилевского
— это проповедь национализма, ограниченности и русского бахвальства. Соловьев
пишет о теории Данилевского как о "ползучей", имея ввиду ее
национально-русскую ограниченность и неспособность подняться до осмысления
общечеловеческого процесса. Потом, когда я познакомился с творчеством Соловьева
поподробнее, мне стало яснее, что стоит за этой озлобленностью и непримиримостью.
Но когда я впервые познакомился с этой его критикой русского «партикуляризма» и
труда Данилевского «Россия и Европа», мне она показалась убедительной.

Какого
же было мое удивление, когда вдруг на прилавке одного из захолустных
магазинчиков я вдруг увидел... книгу Данилевского! В черной обложке она
производила впечатление какой-то внутренней кряжистости и монолитности. Во мне
прочно жило незамутнённое советское восприятие действительности, поэтому я даже
возмутился: “Как же так, разве можно печатать книги, написанные, если верить
Соловьёву, чуть ли не идеологами фашизма? Я с негодованием взял томик
Данилевского с прилавка и открыл его. Я искал каких-то восторженных
восклицаний, ярких цитат, цветистой ругани против заклятых врагов царя, православия
и Отечества. Ничего этого не было. Передо мною был серьезный научный труд,
своим вдумчивым языком располагающий к прочтению.



Ваше мнение



CAPTCHA