Категория
История
Тип
изложение
Страницы
16 стр.
Дата
13.04.2013
Формат файла
.rtf — Rich Text Format (Wordpad)
Архив
380360.zip — 16.69 kb
  • antikultura-totalitarnosti_380360_1.rtf — 106.92 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо


Текст работы

Сохань И.

История
20 века, представившая миру расцвет и гибель тоталитарных режимов, заставляет
задуматься о сути тоталитарности как явления во всех его аспектах, и особенно в
аспекте онтологическом – в чем фундаментальные предпосылки возникновения и
становления тоталитарности, и как влияет тоталитарность собственно на культуру.
Тоталитаризм означает тотальную жесткую со стороны государства регламентацию
всех сфер жизни и общества и также всех сфер жизни каждого из его граждан, причем
зачастую контроль осуществляется насильственными способами, так как
тоталитарный режим стремится лишить каждого человека его частной жизни и свести
ее к общественной. В этом состоит одна из задач тоталитарного режима - отождествить
частную жизнь с общественной, модифицировать каждое индивидуальное Я в
общественное.

Тоталитаризм
как идеология, как способ жесткой организации жизни человека, имеет давние
традиции, его корни можно обнаружить еще в учении Платона об идеальном
государстве. Эта модель изображена в диалоге Платона «Государство». В модели
идеального государства очевидны черты тоталитарной организации общества.
Государство имеет кастово-иерархическое строение. Вершина пирамиды - философы
как идеологические деятели, главная опора их власти - вымуштрованное в духе
беспрекословного подчинения сословие стражей. Иерархия распределяет
общественные функции, ей виднее, кому что положено делать, и она заботится, чтобы
каждый делал свое. Правда, возможность принадлежать к какой-либо касте
определяется не рождением, а характером и способностями человека. Семья как
ячейка общества упраздняется и заменяется временными браками и общностью жен, а
детопроизводство ставится под контроль правителей и особых должностных лиц, которые
подбором брачных пар должны обеспечить требуемое количество потомства и уметь
отделять младенцев, подлежащих воспитанию, от обладающих телесными и духовными
изъянами и по этой причине подлежащими уничтожению. Отобранные таким образом
младенцы помещаются в ясли и там воспитываются в идеологической манере. В таком
государстве допустима ложь. Как пишет Платон, она иногда бывает необходима в
устах правителей ради блага своего народа. Все диссиденты, входящие в диссонанс
с целым, так же как и младенцы с изъянами, подлежат уничтожению. Экономическая
сфера, социально-политическая, духовная - все подлежит строгому контролю и
регламентации. Государство должно быть абсолютно неизменно, должно быть
изолировано от внешних влияний: находиться далеко от моря, иметь постоянное
количество граждан - 5040. Закон в таком государстве есть свидетельство
абсолютного разума. Он регламентирует все: брак, воспитание детей, намерения, распределение
труда и отдыха. Платон считал, что такая регламентация диктуется природой
человека, ведь люди в большинстве своем слабы, не умны, мелки и безнравственны.
И эти недостатки можно преодолеть, опираясь на торжество закона. Также Платон
большие надежды возлагал на карательные меры: избиения, тюремное заключение, штрафы,
а иногда и вечные муки. Так что смело можно говорить о том, что предпосылки
тоталитарных режимов 20 века были созданы описаны очень давно, еще до нашей эры
одним из величайших философов античности.



Ваше мнение



CAPTCHA