Категория
История
Тип
статья
Страницы
21 стр.
Дата
08.04.2013
Формат файла
.html — Html-документ
Архив
352201.zip — 14.63 kb
  • optika-gamiltona-jakobi_352201_1.html — 49.42 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо


Текст работы

Оптика Гамильтона — Якоби

Марио Льоцци

Когда
в 1830 г. ирландец Уильям Роуан Гамильтон (1805—1865) начал заниматься оптикой,
волновая теория света еще не была общепринятой. Пуассон был еще последователем
корпускулярной теории. Био, самый консервативный из великих физиков XIX века,
остался верен ей до самой смерти, последовавшей в 1862 г. Брюстер волновой
теории не принимал, поскольку считал невозможным приписывать творцу "столь
грубую идею, как заполнение всего пространства эфиром для того, чтобы создать
свет". Трудно поверить, но и Араго, согласно свидетельству Верде, заявил в
1851 г., что не может более следовать идеям Френеля с тех пор, как тот стал
говорить о поперечных колебаниях эфира.

В
этих условиях Гамильтон задался целью создать формальную теорию известных
оптических явлений, которая была бы приемлема как с точки зрения волновой
интерпретации, так и с точки зрения корпускулярной, и была бы построена по
образцу принципа наименьшего действия. Гамильтон заявил, что ставит перед собой
цель — создать формальную теорию оптических явлений, которая обладала бы такой
же "красотой, эффективностью и гармонией", как аналитическая механика
Лагранжа. Согласно Гамильтону, мы можем рассматривать законы распространения
световых лучей сами по себе, независимо от объясняющих их теорий и прийти таким
образом к "математической оптике". Более того, идя по этому пути,
Гамильтон вывел отсюда целую научно-философскую доктрину. В эволюции каждой
науки Гамильтон различает две стадии: в первой ученый восходит от отдельных
фактов к законам, пользуясь индукцией и анализом, во второй он от законов
нисходит к следствиям, пользуясь дедукцией и синтезом. Иными словами, человек
собирает и группирует отдельные явления до тех пор, пока научное воображение не
даст ему возможность вскрыть внутренние законы, позволяющие возвыситься до
понимания единства всего разнообразия. После этого из единства человек вновь
получает разнообразие, проникая с помощью открытых законов в будущее.



Ваше мнение



CAPTCHA