Категория
Биология
Тип
статья
Страницы
26 стр.
Дата
06.04.2013
Формат файла
.html — Html-документ
Архив
341630.zip — 18.36 kb
  • razmnozhenie-cvetkovyx-rastenij_341630_1.html — 63.01 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо


Текст работы

Размножение цветковых растений

П.А. Кошель

На
протяжении многих веков самой непостижимой тайной природы считалось зачатие
новой жизни. Богиня Изида в Древнем Египте была олицетворением той загадочной
силы плодородия, которая наделяла растения спелым зерном, а любящих и любимых
женщин – радостями материнства. Но хотя вопрос о зачатии новой жизни как в мире
растений, так и в мире животных окутывала одна и та же «божественная тайна»,
условия совершения этого зачатия и самый акт размножения у животных и растений
представлялись людям совершенно различными. Половое размножение, осуществляемое
в соединении двух особей разного пола, считалось особенностью, присущей только
человеку и миру животных, которые обладают необходимой для этого подвижностью и
способностью к чувствованию. Что же касается растений, то у них передовые умы
Древнего мира в лице Аристотеля отрицали наличие разделения полов и родового
способа размножения. Аристотель говорил, что «у растений, лишенных способности
двигаться и отыскивать особей другого пола, самое разделение полов и совершение
полового акта невозможно, так же как невозможно оно у некоторых морских
животных, ведущих неподвижный образ жизни».

Но
наряду с этим категорическим утверждением высшего естественно-научного
авторитета Древнего мира у других авторов мы встречаем отголоски живой
человеческой практики, приводившей простых земледельцев к другому заключению.
Геродот в своих записях упоминает о том, что вавилоняне были убеждены в существовании
двух форм финиковых пальм – мужской и женской. Он говорит и об обычае
привязывать к соцветиям плодоносящих пальм соцветия других, хотя и цветущих, но
остающихся всегда бесплодными. То же предание повторяет в своих трудах и «отец
ботаники» Теофраст, дополняя его своими собственными наблюдениями о
существовании плодоносящих и бесплодных (хотя цветущих) экземпляров фисташки.
На основании этих наблюдений Теофраст допускает возможность существования
половых различий у некоторых растений. Натуралисты Древнего Рима подхватили это
утверждение и, сопоставив его с мнением Аристотеля, развили своеобразные
представления о существовании особого разделения растений по их общему облику
на породы мужественно-сильные и женственно-слабые. Отголоски этих представлений
мы можем найти даже в современной литературе: мужской и женский папоротники –
эти два старые названия были сохранены в ботанической номенклатуре ее
реформатором Линнеем. Именно в этом смысле (т.е. в смысле чисто габитуальных, а
не половых различий) Плиний допускает возможность нахождения среди всех
растений (не только деревьев, но и трав) особей мужского и женского облика. Но
идея полового размножения у растений оставалась чуждой как древности, так и
Средним векам.



Ваше мнение



CAPTCHA