Категория
История
Тип
контрольная работа
Страницы
26 стр.
Дата
05.04.2013
Формат файла
.html — Html-документ
Архив
334442.zip — 17.26 kb
  • rossija-na-rubezhe-xix-xx-vekov_334442_1.html — 62.39 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо


Текст работы

Россия на рубеже XIX-ХХ веков


На рубеже XIX-ХХ веков движущими
силами цивилизационного процесса постепенно становятся революционизм,
национализм, индустриализм, проявление которых в России имело некоторые
особенности. Меняется и само содержание понятия "цивилизация". Так, в
эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов,
законов, науки, искусства, философии. Историки периода реставрации во Франции,
немецкие ученые их современники в XIX веке пользовались этим понятием уже
сравнительно широко и издали целую серию трудов об истории цивилизации в
странах Европы и Америки. К. Маркс связывал цивилизацию с товарным
производством, с эксплуатацией человека человеком. Отечественные западники (Т. Грановский,
П. Чаадаев и др.) отождествляли цивилизацию вообще с западной цивилизацией,
признавая одновременно единство исторического процесса. Ленин считал, что
подлинная цивилизация возникает с уничтожением эксплуататорских классов.

Современная западная
общественная наука определяет цивилизацию как состояние человеческого общества,
характеризуемое высоким уровнем культурных и технологических достижений и
соответствующим комплексом социального и политического развития. Цивилизация,
по мнению западных ученых, связана преимущественно с городом, государством,
гражданственностью. Поэтому наиболее очевидно, что цивилизация в том виде,
который вызвал резкое ее неприятие многими западными мыслителями от Руссо до
Шпенглера, проявляется в урбанизации, в распространении индустриального
производства и технологий, основанных на механических технических комплексах. Именно
механическая, индустриальная техника и связанные с нею изменения в обществе (такие,
как формирование механической дисциплины у рабочих, предрасположенность к
механическому мироощущению в массовом сознании, широкое распространение в нем
жесткого меркантильного рационализма, ориентированного на потребление, прежде
всего, материальных благ) позволили Шпенглеру увязать цивилизацию с упадком,
"закатом", гибелью и деградацией обществ Западной Европы.



Ваше мнение



CAPTCHA