Категория
Прочее
Тип
конспект урока
Страницы
17 стр.
Дата
19.03.2013
Формат файла
.doc — Microsoft Word
Архив
229390.zip — 11.6 kb
  • tema-uroka-svedenija-po-istorii-literatury_229390_1.doc — 75.5 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

Поурочное планирование


8 класс

68 часов
<</table>




урока


Тема урока


Сведения по истории литературы


Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий


Виды деятельности учащихся по развитию аналитических, интерпретаторских и творческих умений


1


Урок-пролог. Литература и традиция.


Язык как явление культуры. Понятие о развитии литературы (литературном процессе)


Язык – средство общения, достояние культуры, основа словесности. Традиция и новаторство.


Размышление о книге и чтении. Самостоятельная работа с учебником (или обсуждение статьи), подготовка сообщений


2


Фольклорные традиции в литературе




Традиции в содержании и форме литературного произведения


Сопоставление народной («Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды») и литературной («Сказка о царе Салтане») сказок


3


Фольклорные традиции в литературе. Ю.П.Кузнецов «Атомная сказка»




«Вечная тема»


Творческий практикум. «Старинная сказка на новый лад»


4

Древнерусская литература. «Повесть временных лет» - повесть или летопись?


Древнерусская литература


Летопись. Специфика древнерусской литературы. Жанры




5


Устно-легендарная, фольклорно-языческая и христианская традиции в «Повести»






Выявление устно-легендарной, фольклорно-языческой традиции


6


«Слово о полку Игореве».




Композиция.


Комментированное чтение. Составление композиционного плана.


7


«Слово» как жанр




Жанр повести в древнерусской литературе. Мотив. Пафос. Лиризм. Пейзаж. Фольклорные приемы.


Выявление фольклорных мотивов. Пейзаж и его функция




Образная система, пафос «Слова». Авторская позиция и средства ее выражения.




Сквозные образы.


Средства создания образа человека в древнерусской литературе.


8


Традиции «Слова» в литературе. Переводы и произведения по мотивам «Слова»




«Скрытое цитирование».


Сопоставление переводов «Слова». Творческий практикум. «Переводы и переложения «Слова» как осмысление традиций древнего памятника в литературе нового времени»


9

Духовная литература. Традиции духовной литературы. «Поучение Владимира Мономаха»,




Жанр поучения


Творческий практикум. Сочинение-миниатюра с использованием эпиграфа из «Поучения»


10


Жанр поучения в духовной литературе 19 века, осмысление традиции («Письмо Амвросия Оптинского»)








11

Традиции зарубежной литературы

Жанр сонета в мировой и русской литературе, традиционное и новаторское




Сонет


Сопоставление сонетов разных авторов


12


Вн.чт.

«Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения»


Начальное представление о культурных эпохах средних веков и Возрождения


Общечеловеческое в литературе


Представление книги и ее героев


13

Русская литература 18 века и ее традиции


Новая русская литература, ее отличие от древнерусской


Классицизм и Просвещение. «Художественная» литература.


Самостоятельная подготовка сообщений и ответов на материале учебника. Беседа.


14

Д.И.Фонвизин. «Недоросль»


Просветительские идеи и русская литература


Комедия.


Комментированное чтение афиши и первого действия. Сочинение


15






Речевая характеристика.


Комментированное чтение отдельных сцен комедии. Речь и поступки как основное средство создания характера в драматическом произведении. Составление речевой самохарактеристики героев.


16






Драматургический конфликт и его развитие


Чтение по ролям отдельных сцен.


17


Урок-практикум

«Традиции и новаторство комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»»




Традиции классицизма в комедии. Просветительские идеи автора. Новаторство Фонвизина-драматурга. Афоризм. Композиция




18


Продолжение урока








19


Творческий практикум






Сочинение по комедии


20

Г.Р.Державин. «Осени во время осады Очакова» (отрывок).




Философская лирика.


Анализ поэтического текста. Выразительное чтение


21


«Снегирь»




«Высокое» и «низкое» в языке и предметах изображения. Аллегория. Олицетворение. Ода.


Сопоставление поэтических произведений разных авторов.


22

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

Урок-практикум


Сентиментализм


Повесть. Конфликт


Анализ в форме практикума. Характеристика героев и рассказчика


23


Продолжение урока








24

Вн.чт. «Русская литература 18 века»


Ломоносов, Сумароков, Дмитриев, Державин




Монтаж, включающий слово об авторе и фрагменты произведений


25

Русская литература 19 века


Романтизм как литературное направление.


Романтизм как типологическое явление.

Романтический герой. Романтический конфликт


Работа с учебником. Анализ ранее изученных произведений. Творческий практикум. «Продюсерская идея: создание остросюжетного романтического фильма»


26

А.С.Пушкин «Братья разбойники» как романтическая поэма


Романтический период русской литературы


Романтическая поэма. Романтические мотивы (герой, конфликт, антураж)


Анализ поэмы как романтического произведения. Сопоставление текста поэмы с его черновым вариантом


27








Характер романтического героя и основные средства его создания


28


Романтизм и реализм. А.С.Пушкин «Станционный смотритель»


Реализм как литературное направление


Автор и рассказчик. Деталь в тексте


Комментированное чтение предисловия «От издателя»


29

«Маленький человек» в изображении А.С.Пушкина




Образ «маленького человека» в русской литературе


Урок семинарского типа (с элементами практикума)


30








Творческий практикум (по заданию учебной хрестоматии). Рассказ, статья, эссе


31

Е.А.Баратынский «Водопад», «Чудный град порой сольется»



«Пушкинская плеяда»


Романтические мотивы и традиции в лирике. Аллегоризм. Эпитет. «Второй план» философской лирики


«Медленное чтение». Выразительное чтение.


32








Интерпретация поэтического текста


33

М.Ю.Лермонтов



«Мцыри»


Послепушкинское поколение


Мотив. Романтическая поэма.


Сюжет.

Анализ композиции


34






Образ романтического героя.


Выявление романтического конфликта.


35

Вн.чт. Дж.Г.Байрон. «Корсар»


Байронические мотивы в русской поэзии


Понятие о байронической поэме и ее традициях


Доклад-биографический очерк. Сопоставление романтических поэм Пушкина, Лермонтова, Байрона. Творческий практикум. «Романтический манифест», эссе.


36

Н.В.Гоголь «Портрет»


Гоголь и развитие русской литературы


Тема искусства и ее осмысление в 1 части повести. Образ главного героя




37


«Роль искусства в современном обществе»




Тема призвания художника и роли искусства с мире и ее развитие во 2 части.

Фантастика и реальность в повести. Традиции духовной литературы в повести.

Композиция повести.


Семинар-диспут


38


«Повесть «Портрет» как эстетическая программа Гоголя»






Урок семинарского типа


39

Вн.чт. «Призвание и судьба человека искусства»




Романтическое понимание искусства


Самостоятельная интерпретация произведения


40

Ф.И.Тютчев «Что ты клонишь над водами…»


Романтические традиции в русской лирике




Обучение интерпретации поэтического текста


41


«Ты, волна моя морская…»


Философская лирика и ее традиции.


Философская лирика. Антитеза. Природа и человек в стихотворении. Параллелизм


Выявление второго плана. Литературный отзыв


42

И.С.Тургенев «Бирюк»


Русский реализм


Нравственный выбор как средство создания характера и основа сюжета


Характеристика героя. Устное иллюстрирование.


43






Правда и правдоподобие. Образ главного героя: художественные приемы и средства проникновения во внутренний мир героя


Творческий практикум. Рассказ-характеристика с неожиданным поворотом сюжета


44

Вн.чт.
Ги де Мопассан. «Ожерелье»


Взаимовлияние литератур


Реалистические традиции в западноевропейской литературе


Сопоставление рассказов Тургенева и Мопассана


45

Н.С.Лесков



«Человек на часах»


Русский реализм


Гротеск. Внутренний конфликт


Комментированное чтение первых глав, аналитическая беседа по тексту.


46






Характер главного героя и средства его создания


Анализ заглавия. Поиск слова-символа произведения.


47


Сочинение-рассуждение

«Борьба чувства и долга в литератерном произведении»






Творческий практикум.


48

М.Горький



«Макар Чудра»




Новое в образе героя, конфликте и стиле романтического рассказа 20 века. Контраст внешнего и внутреннего


Словесное рисование. Определение жанра. Анализ стиля


49


Сообщение «Образ женщины в романтической литературе 19-20 века»




Романтические традиции и их осмысление с литератуте 20 века


Творческий практикум


50

А.И.Куприн



«Гамбринус»




Контраст внешнего и внутреннего в образе главного героя. Сюжет как средство характеристики героя романтического произведения


Анализ сюжета как средства характеристики.


51


Сочинение-эссе «Человека можно искалечить, но искусство все перестроит и все победит»






Творческий практикум


52

Н.С.Гумилев



«Золотой рыцарь»


Неоромантизм


Традиции баллады и их осмысление в рассказе. Первоначальное понятие о неоромантизме


Творческий практикум.

Отзыв, рецензия или эссе на материале рассказа


53

Вн.чт. А. де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

А.Грин



«Алые паруса»


Судьба романтизма в 20 веке


Идеал и реалистичность.


Обсуждение в классе судеб авторов и героев их книг.


54






Притча и феерия. Символ


Сопоставление финалов. Инсценирование фрагментов


55

А.П.Платонов



«В прекрасном и яростном мире»




Метафора


Работа над образом главного героя, «сокровенного человека»


56








Расшифровка метафористической основы рассказа-притчи. Анализ названия. Сопоставление со сказкой «Неизвестный цветок»


57

Вн.чт.
А.Т.Твардовский

«Василий Теркин»

(главы поэмы)


Реалистические традиции в русской литератере 20 века


Фольклорная основа «Книги про бойца». Свободный сюжет. Жанр


Характеристика героя. Обобщение «Национальный характер в литературе (галерея героев)». Сопоставление с фольклорными жанрами.


58


Образ главного героя как воплощение русского национального характера




Обобщенный образ. Национальный характер в литературе. Традиционное и новаторское




59


Человек на войне.






Творческий практикум Очерк об участнике Великой Отечественной войны


60

Н.М.Рубцов



Лирика


«Есенинская» линия в русской литературе


Мотивы и сквозные образы лирики. Лирический образ родины и его истоки


Выразительное чтение. Поэтический монтаж. Выявление сквозных образов как метод интерпретации лирики


61

В.М.Шукшин



«Дядя Ермолай»


«Печальная проза» 60-70 годов. Плач по ушедшему


Герой-правдоискатель


Чтение по ролям.


62






«Открытый финал». Автор, герой, читатель.


Размышление-ответ на финальный вопрос произведения. Народное понимание правды


63-64

Читательская конференция


Литературная традиция и ее роль в развитии литературы


Традиции фольклора, древнерусской литературы, литературы 18 века и зарубежной литературы в становлении русской литературы 19-20 веков


Сообщения учащихся о прочитанных произведениях


65-68


Резерв









Ваше мнение



CAPTCHA