Категория
История
Тип
доклад
Страницы
19 стр.
Дата
08.03.2013
Формат файла
.doc — Microsoft Word
Архив
179420.zip — 18.56 kb
  • russkaja-pravda-kodeks-chesti_179420_1.doc — 68.5 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо


Текст работы

Русская
Правда

Русская Правда – нечто
вроде нашего первого гражданско-уголовного кодекса – вызывала у Ключевского
удивление, переходящее порой в растерянность. Он называл ее «кодексом
капитала», поскольку безопасность капитала закон ценил дороже и обеспечивал
заботливее личной свободы человека. Гривна (слиток серебра) служила
единственной понятной мерой всего, включая чувство чести и жизнь человека.

Так, купец, торговавший
в кредит и ставший несостоятельным по своей вине, мог быть продан кредиторами в
рабство. Пеня в 12 гривен грозила за похищение бобра из капкана, за уничтожение
полевой межи, за выбитый зуб и – за убийство чужого холопа (убийство своего
холопа наказанию не подлежало).

За убийство взималась
пеня в пользу князя и вознаграждение в пользу родственников убитого –
головничество (отсюда, кстати, и слово «уголовник», т.е. убийца). Убийство
княжего мужа или члена старшей княжеской дружины стоило 80 гривен. Убийство
простого свободного человека – 40 гривен. В 20 гривен оценивались тяжкие увечья
и убийство женщины... «Русская Правда как будто говорит преступнику: бей, воруй
сколько хочешь, только за все плати исправно по таксе», – печально заключает
Ключевский.

РУССКАЯ
ПРАВДА - КОДЕКС КАПИТАЛА.

Таковы главные черты
Правды, в которых можно видеть выражение господствовавших житейских интересов,
основных мотивов жизни старого киевского общества. Русская Правда есть по
преимуществу уложение о капитале. Капитал служит предметом особенно
напряжённого внимания для законодателя; самый труд, т.е. личность человека,
рассматривается как орудие капитала: можно сказать, что капитал - это самая
привилегированная особа в Русской Правде. Капиталом указываются важнейшие
юридические отношения, которые формулируют закон: последний строже наказывает
за деяния, направленные против собственности, чем за нарушение личной
безопасности. Капитал служит и средством возмездия за те или другие
преступления и гражданские правонарушения: на нём основана самая система
наказаний и взысканий. Само лицо рассматривается в Правде не столько как член
общества, сколько как владетель или производитель капитала: лицо, его, не имеющее,
и производить не могущее, теряет права свободного или полноправного человека;
жизнь женщины ограждается только половинной вирой. Капитал чрезвычайно дорог:
при краткосрочном займе размер месячного роста не ограничивался законом;
годовой процент определён одной статьей Правды «в треть», на два третий, т. е.
в 50%. Только Владимир Мономах, став великим князем, ограничил
продолжительность взимания годового роста в половину капитала: такой рост можно
было брать только два года и после того кредитор мог искать на должнике только
капитала, т. е. долг становился далее беспроцентным; кто брал такой рост на
третий год, терял право искать и самого капитала. Впрочем, при долголетнем
займе и Мономах допустил годовой рост в 40%. Но едва ли эти ограничительные
постановления исполнялись. В упомянутых вопросах Кирика епископ даёт
наставление учить мирян брать лихву милосердно, полегче - на 5 кун 3 или 4
куны. Если речь идёт о годовом займе, то вскоре после Мономаха милосердным
ростом считали 60 или 80%, в полтора раза или вдвое больше узаконенного.
Несколько позднее, в XIII в., когда торговый город потерял своё преобладание в
народнохозяйственной жизни, духовные пастыри находили возможным требовать
«лёгкого» роста - «по 3 куны на гривну или по 7 резан», т. е. по 12 или по 14%.
Такое значение капитала в Русской Правде сообщает ей чёрствый мещанский
характер. Легко заметить ту общественную среду, которая выработала право,
послужившее основанием Русской Правды: это был большой торговый город. Село в
Русской Правде остаётся в тени, на заднем плане: ограждению сельской
собственности отведён короткий ряд статей среди позднейших частей Правды.
Впереди всего, по крайней мере, в древнейших отделах кодекса, поставлены
интересы и отношения состоятельных городских классов, т. е. отношения
холоповладельческого и торгово-промышленного мира. Так, изучая по Русской
Правде гражданский порядок, частные юридические отношения людей, мы и здесь
встречаемся с той же силой, которая так могущественно действовала на
установление политического порядка во всё продолжение изучаемого нами первого
периода: там, в политической жизни, такою силой был торговый город со своим
вечем; и здесь, в частном гражданском общежитии, является тот же город с тем,
чем он работал, - с торгово-промышленным капиталом. Мы кончили довольно
продолжительное и детальное изучение Русской Правды. Участвуя в нём после
разбора Начальной летописи, вы, вероятно, не в первый раз спрашивали себя,
соблюдаю ли я соразмерность в изложении курса, ограничиваясь беглым обзором
исторических фактов и так долго останавливая ваше внимание на некоторых
исторических источниках. Я вижу эту несоразмерность, но допускаю её не без
расчёта. Следя за моим обзором исторических фактов, вы усвояете готовые выводы;
подробно разбирая при вашем участии важнейшие и древнейшие памятники нашей
истории, я желал наглядно показать вам, как эти выводы добываются. В следующий
час мы сделаем ещё один опыт подобного разбора.



Ваше мнение



CAPTCHA