Категория
История
Тип
доклад
Страницы
7 стр.
Дата
07.03.2013
Формат файла
.doc — Microsoft Word
Архив
175943.zip — 12.33 kb
  • socialnaja-sfera-naroda-xanty_175943_1.doc — 40.5 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо


Текст работы

Формы
социальной организации любого народа тесно связаны с его общественным
устройством. Исходя из марксистских положений о доклассовом и классовом
обществах считается, что ханты XVII—XIX вв. находились на рубеже этих формаций,
у них разрушались древние первобытно-общинные отношения, предполагающие
равенство людей. По этому вопросу среди ученых тоже велись дискуссии, и
небезосновательно. Если довериться преданиям самого народа, то в прошлом у
хантов были и князья, и прислужники, и даже рабы.

Все,
кто общался с хантами в мирное время, отмечают их честность, миролюбие и
гостеприимство. За нарушение норм общественной морали и обычного права в
некоторых случаях наказывал сам пострадавший, но чаще решение выносило народное
собрание. Оно обсуждало и много других общественных дел, например, об очистке
рек от заломов, о времени охоты на водяную дичь, о мерах помощи нуждающимся и
т. д. На собрании присутствовали все желающие, но право решающего голоса имели
только взрослые мужчины, старики. Действенность резолюций нынешних собраний
любого уровня не идет ни в какое сравнение с теми народными решениями. Для их
исполнения не требовалось принудительных действий, достаточно было правосознания
человека. М.Б. Шатилов описывает ситуацию, которую он наблюдал на р. Вах в 1926
г. [42]. Молодая жена пожаловалась старикам, что ее муж нарушил супружескую
верность, и попросила развода. Старики развели молодоженов. А через некоторое
время они помирились и стали просить разрешения сойтись снова, но собрание
стариков пока отказывает им в этом. Молодые угнетены отказом, но не решаются
сойтись, хотя, казалось бы, что им мешает? Мешает сознание того, что воля
собрания безусловно обязательна. Ведь в случае нарушения воли собрания человек
ставит себя как бы вне общества и предоставляется самому себе. В борьбе со
стихией, в промыслах он должен будет полагаться только на самого себя, а это
немыслимо.



Ваше мнение



CAPTCHA