Категория
История
Тип
реферат
Страницы
13 стр.
Дата
07.03.2013
Формат файла
.doc — Microsoft Word
Архив
175695.zip — 16.94 kb
  • kulturnaja-zhizn-rossii-v-carstvovanie-ekateriny-ii-1762-1796_175695_1.doc — 58 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо


Текст работы

Культурная
жизнь России в царствование Екатерины II (1762-1796).


В годы правления
Екатерины II подводились итоги попыткам
европеизации русской жизни, предпринятым Петром Великим и его сподвижниками.
Екатерина, немецкая принцесса, захватившая власть путем переворота, считала
себя прямой продолжательницей дела Петра и воздвигла ему знаменитый памятник
работы Фальконе, символически изображавший движении России по пути реформ под
водительством монарха. Как и Петр, Екатерина сильно влияла на своих
современников, будучи для них образцом и в трудах, и в славолюбии, и в
безнравственности. Ее влияние было даже более глубоким, потому что она стояла
ближе к окружающей ее среде, следовать ее примеру было легче и выгоднее.

Вослед своему
предшественнику Екатерина ставила перед Россией цель не только достичь
европейского уровня, но и далеко превзойти его. В понимании императрицы как
ученицы просветителей, которая переписывалась с Вольтером и встречалась с
Дидро, истинной целью было достижение «блага всех и каждого». «Безумное и
мудрое», по словам Радищева, 18 столетье в первую очередь обосновывало право
человека на счастье, но каждый мыслитель выдвигал свое понимание счастья и
путей его достижения. В послепетровскую эпоху в России приобрело популярность
упрощенно понятое вольтерьянство с его скептическим отношением к религии и
морали и восприятием жизни как ограниченного разумом наслаждения. Религия и
нравственность предполагались необходимыми только для низших классов общества,
а в высших классах господствовала доходящая до цинизма двойная мораль. Сама по
себе Екатерина была также человеком двойной морали, как в личной жизни, так и в
политике. Разум, однако, подсказывал ей разрушительность такой нравственной
системы для окружавшего трон дворянства. Как и Петр, она всячески
пропагандировала в среде дворян идеи служения oтечеству, славы, доблести, чести, сочетавшиеся в некоторое
единство «труда и триумфа». Успехи в гражданских и военных делах сопровождались
грандиозными празднествами, на одном из которых государыня являлась в образе
«Торжествующей Минервы». Это было не случайно, так какая главным видом труда
Екатерина полагала труд законодателя. Императрица считала себя ученицей
Монтескье и других теоретиков «естественного права», которые видели цель
государственного управления в том, чтобы привести законы в соответствии с
требованиями Разума и природой человека.



Ваше мнение



CAPTCHA