Категория
История
Тип
реферат
Страницы
20 стр.
Дата
07.03.2013
Формат файла
.doc — Microsoft Word
Архив
175395.zip — 22.52 kb
  • razvitie-vnutrisemejnyx-otnoshenij-v-period-rossijskoj-imperii-gorodskaja-semja_175395_1.doc — 81.5 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо


Текст работы

Развитие
внутрисемейных отношений в период Российской империи

Работу выполнил:

Преподаватель:

Калининград 2011


Содержание

Городская семья

Список литературы

внутрисемейный отношение горожанин


Городская семья

Пониманию характера
внутрисемейных отношений способствует знание моральных и правовых норм, которые
регулировали эти отношения. В этом плане исключительно важное значение имеют
литературное произведение середины XVI в. «Домострой», представлявший собой
свод правил поведения горожанина, которыми он должен был руководствоваться в
отношении к светским властям, церкви и семье, и Уложение 1649 г., регламентировавшее внутрисемейные отношения, так как установленные ими правила сохраняли
свою актуальность в XVII—XVIII вв. Согласно «Домострою», «следует мужьям
воспитывать жен своих с любовью примерным наставлением; жены мужей своих
вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом
свой подобру устроить и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и
страхом внимать и исполнять по его наставлению». «Заботиться отцу и матери о
чадах своих; обеспечить и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и
вежливости и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту,
учить их рукоделию, отец — сыновей, мать — дочерей, кто чего достоин, какие
кому Бог способности дал. Любить и хранить их, но и страхом спасать».
Специальная глава посвящена тому, как спасать детей страхом. «Наказывай сына
своего в юности его, и успокоит тебя в старости твоей. И не жалей, младенца
бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его
тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на нее направь свою
строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании
дочери ходят <...> Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и
благословение. Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабишь — в большом
пострадаешь скорбя. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его,
пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе
досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором
соседей, и насмешкой врагов, и пеней (штрафом. — Б. М.) властей, и злою
досадой». «Чада, любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь
им во всем, и старость их чтите, и немощь и страдание всякое от всей души на
себя возложите <...> С трепетом и раболепно служите им <...> Кто
бьет отца или мать — тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою
смертью от гражданской казни». «Домострой» провозглашал, что если глава дома не
исполняет своих обязанностей, не учит страхом своих домочадцев, то ответ будет
держать на страшном суде перед Богом, дети же — перед гражданским судом. Так в
действительности и было. Обязанности главы семьи перед деть ми и женой имели исключительно
моральный характер, в то время как обязанности детей перед родителями
определялись законом. По Уложению 1649 г., дети подвергались наказанию кнутом, если они говорили родителям грубые слова, поднимали на них руку, отнимали у
них имущество, переставали почитать и кормить в старости. Закон запрещал детям
жаловаться на родителей, судиться с ними, предъявлять какие бы то ни было иски.
За подобные поступки детей независимо от их возраста били кнутом и выдавали
родителям. Родители же не несли никакой ответственности за превышение
родительский власти, исключая убийство детей, за что они, начиная с Уложения 1649 г., приговаривались к году тюрьмы и церковному покаянию, в то время как любое другое убийство
без смягчающих обстоятельств кара лось смертной казнью. Правда, за разные
убийства полагалась разная казнь. Например, за убийство мужа жена независимо от
смягчающих обстоятельств приговаривалась к закапыванию живой в землю, а муж,
если убивал жену безвинно, подвергался смертной казни через отсечение головы. Реальная
жизнь строилась соответственно наставлениям. «Между родителями и детьми
господствовал дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархальных
отношений», — констатировал Н. И. Костомаров.



Ваше мнение



CAPTCHA