Категория
История
Тип
статья
Страницы
13 стр.
Дата
07.03.2013
Формат файла
.doc — Microsoft Word
Архив
174317.zip — 15.52 kb
  • o-meste-i-roli-karamzina-v-istorii-russkoj-mysli_174317_1.doc — 56 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо


Текст работы

О "месте" и "роли" Карамзина в
истории русской мысли

Ширинянц А. А., Ермашов Д. В.

«Карамзин
представляет, точно, явление необыкновенное», — писал Н.В. Гоголь в «Выбранных
местах из переписки с друзьями», подразумевая под этими словами ту громадную
роль, которую сыграло творчество мыслителя в духовной жизни «нашей чудной России»
(1). Писателя, «оказавшего великие и бессмертные услуги своему отечеству»,
видел в Карамзине В.Г. Белинский (2). Такая высокая оценка карамзинского
наследия столь разными деятелями отечественной культуры заставляет задуматься
над этим вопросом и в наши дни.

Наблюдаемый
в настоящее время процесс «возвращения» историка позволяет сделать вывод, к
которому в той или иной форме приходят современные исследователи, что в
контексте обострившегося интереса к прошлому отечественной духовной культуры
«Карамзин возвращается к нам... как замечательный мыслитель, очертивший круг
интересов будущей русской философии» (3).

На
первый взгляд, подобное решение вопроса не может быть признано
удовлетворительным. Еще современники, например, М.П. Погодин («как философ он
имеет меньше достоинства, и ни на один философский вопрос не ответить мне из
его «Истории»... Чем отличается Российская история от прочих, европейских и
азиатских? Апофегматы Карамзина... суть большею частью общие места» (4)) или Н.
Полевой («не ищите в нем высшего взгляда на события» (5)), упрекали Карамзина в
отсутствии этого «высшего», т. е. философского (в понятиях тогдашнего времени)
подхода к истории России. Широко известны и слова В.О. Ключевского о том, что
«взгляд К(арамзина) на историю строился не на исторической закономерности, а на
нравственно-психологической эстетике» (6).



Ваше мнение



CAPTCHA