Категория
История
Тип
курсовая работа
Страницы
54 стр.
Дата
06.03.2013
Формат файла
.doc — Microsoft Word
Архив
170067.zip — 49.56 kb
  • ispolnitelskoe-iskusstvo-svjatoslava-rixtera_170067_1.doc — 173.5 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо


Текст работы

Оглавление

Биография

Введение

I. Основные исполнительские принципы Рихтера

II. Рихтер-интерпретатор

III. Мышление

IV. Синтез искусств в творчестве Рихтера

V. Духовность

Заключение

Литература


Биография

Рихтер, Святослав Теофилович
(20.3.1915, Житомир, - 1.8.1997, Москва). Русский пианист с немецкими корнями.
Детство и юность провел в Одессе, где учился у своего отца, пианиста и
органиста, получившего образование в Вене, и работал концертмейстером оперного
театра. Свой первый концерт дал в 1934. В возрасте 22 лет, формально будучи
самоучкой, поступил в Московскую консерваторию, где учился у Генриха Нейгауза.
В 1940 впервые публично выступил в Москве, исполнив 6-ю сонату Прокофьева;
впоследствии стал первым исполнителем его 7-й и 9-й сонат (последняя посвящена
Рихтеру). В 1945 выиграл Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей*. С первых
же шагов на профессиональном поприще воспринимался как виртуоз и музыкант
исключительного масштаба. В 1940-50-х годах власти не выпускали Рихтера за
пределы СССР и стран советского блока; лишь в 1960 он сенсационно дебютировал в
Финляндии и США, а в 1961-62 - в Великобритании, Франции, Италии и Австрии. По
инициативе Рихтера были учреждены фестивали Музыкальные празднества в Турени (1964)
и Декабрьские вечера (1980), а также музыкальный фестиваль в Тарусе (проводится
с 1993). Последние 10-15 лет Рихтер предпочитал выступать в небольших залах
провинциальных городов. Последний концерт Рихтера состоялся в Любеке спустя 10
дней после его 80-летия.

Для нескольких поколений
советских и российских музыкантов и любителей музыки Рихтер был не только
выдающимся пианистом, но и носителем высочайшего артистического и нравственного
авторитета, олицетворением современного универсального музыканта-просветителя.
Огромный репертуар Рихтера, расширявшийся вплоть до последних лет его активной
жизни, включал музыку разных эпох, от "Хорошо темперированного клавира"
Баха и сюит Генделя до Концерта Гершвина, Вариаций Веберна и "Движений"
Стравинского. Во всех репертуарных сферах Рихтер проявил себя как уникальный
художник, сочетающий абсолютную объективность подхода к нотному тексту (тщательное
следование авторским указаниям, уверенный контроль над деталями, избегание
риторических преувеличений) с необычайно высоким драматическим тонусом и
духовной сосредоточенностью интерпретации. Высшие достижения Рихтера-солиста
связаны с музыкой особенно любимых им Гайдна, Шуберта, Шопена, Дебюсси и
Прокофьева, а также Моцарта (отдельные концерты и сонаты), Бетховена (1-й и 3-й
концерты, ряд сонат, 15 вариаций с фугой Es-dur, "Диабелли-вариации"),
Шумана (Концерт, "Абегг-вариации", Токката, "Симфонические этюды",
Фантазия, Юмореска, "Ночные пьесы", "Венский карнавал",
различные миниатюры), Листа (оба концерта, некоторые этюды, Соната h-moll и
др.), Брамса (2-й концерт, сонаты, вариации, поздние пьесы), Мусоргского (непревзойденные
"Картинки с выставки"), Равеля, Бартока (2-й концерт), Шимановского,
Хиндемита, Шостаковича (прелюдии и фуги). Присущие Рихтеру обостренное сознание
ответственности перед искусством и способность к самоотдаче проявились в его
особой приверженности к ансамблевому исполнительству. На раннем этапе карьеры
Рихтера его основными ансамблевыми партнерами были пианист, ученик Нейгауза
Анатолий Ведерников (1920-1993), певица Нина Дорлиак (сопрано, жена Рихтера,
1908-1998), скрипачка Галина Баринова (1910-2006), виолончелист Даниил Шафран,
с 1949/50 до конца 1960-х - Мстислав Ростропович (их в своем роде совершенная,
подлинно классическая совместная работа - все виолончельные сонаты Бетховена).
В 1960-х Рихтер выступал в фортепианном дуэте с Бенджамином Бриттеном, исполняя
не только его музыку, но и произведения Моцарта, Шуберта, Шумана, Дебюсси.
Среди певцов, которым он аккомпанировал в 1960-80-х, - Дитрих Фишер-Дискау
("Прекрасная Магелона" Брамса, песни Шуберта и Вольфа) и Петер Шрайер
("Зимний путь" Шуберта). В 1966 началось содружество Рихтера и Давида
Ойстраха; в 1969 они осуществили премьеру Скрипичной сонаты Шостаковича. Рихтер
был частым партнером Квартета им. Бородина и охотно сотрудничал с музыкантами
более молодого поколения, в т. ч. с Олегом Каганом, Елизаветой Леонской,
Наталией Гутман, Юрием Башметом, Золтаном Кочишем, пианистами Василием
Лобановым и Андреем Гавриловым. Искусство Рихтера как солиста и ансамблиста увековечено
в огромном количестве студийных и концертных записей, сделанных с 1946 по 1994.



Ваше мнение



CAPTCHA