Категория
История
Тип
реферат
Страницы
36 стр.
Дата
06.03.2013
Формат файла
.doc — Microsoft Word
Архив
168263.zip — 35.34 kb
  • dvorjanskaja-paternalistskaja-monarxija-xviii-v_168263_1.doc — 131 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо


Текст работы

д ворянская
патерналистская монархия xviii в.

Калининград 2011


Содержание

1.  Новое обоснование легитимности власти
и изменения в политическом сознании

2.  Роль дворянства в государственном
управлении

3.  Роль закона в государственном
управлении

4.  Список литературы


Новое обоснование
легитимности власти и изменения в политическом сознании

Обоснование легитимности
власти государя и, следовательно, государственной власти, которая
персонифицировалась в царе, в XVIII в. существенно изменилось. Новый
официальный взгляд на легитимность власти был ясно выражен в комментарии к
«Уставу о престолонаследии» под заглавием «Правда воли монаршей во определение
наследника державы своей» в соответствии с теорией договорного происхождения
власти, господствовавшей в то время в Западной Европе: власть возникла по
договору и для пользы подданных, народ передал власть в руки монарха навсегда и
безусловно. Это рациональное основание власти было непонятно народным массам и,
очевидно, предназначалось для социальных верхов. Вторым основанием признавалось
церковное учение о богоустановленности власти, но в соответствии с духом
времени известные слова из Библии получают современную интерпретацию: «Всякий
государь, наследием или избранием скипетр получивший, от Бога оный приемлет
(курсив мой. — Б. М.)». Чтобы примирить договорную теорию и учение о
богоустановленности власти, провозглашается принцип: «Глас народа — глас
Божий». Всякая власть от Бога, потому что народная воля управляется Божьей
волей. Третье основание власти состояло в том, что она имеет целью общее благо
всех подданных — их телесное и духовное благосостояние, лучшее земное устроение
и общий мир. Эта цель, однако, может быть достигнута в том случае, если
государство распоряжается и телом, и душой подданных, устанавливает для них
различие добра и зла, употребляет и направляет силы и способности каждого к
цели, намеченной властью. В целом новое обоснование власти стало в основном
рациональным, в то время как в XVII в. оно было по преимуществу религиозным.
Это имело принципиальное значение для новой государственности — снимало с государя
ограничение традицией и обычаем. Традиция переставала быть священной, а
древность государственных институтов — критерием их совершенства, что позволило
верховной власти на законном основании вносить в государственный строй и
общественный быт большие изменения, руководствуясь вполне рациональным
соображением — стремлением к общему благу. Изменение характера русской
государственности при Петре I отразилось в самом названии России: Святая Русь
стала называться Российской империей — священное государство стало светским. Из
обоснования легитимности выводились три правила поведения для подданных:



Ваше мнение



CAPTCHA