Категория
Банковское дело
Тип
реферат
Страницы
18 стр.
Дата
01.03.2013
Формат файла
.doc — Microsoft Word
Архив
158855.zip — 19.93 kb
  • razvitie-bjenkinga-v-arabskix-stranax_158855_1.doc — 70 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо


Текст работы

Развитие
бэнкинга в арабских странах

Бытующая
среди широкой публики трактовка исламской экономической доктрины в основном
сводится к запрету на ссудный процент. Действительно, это – один из
краеугольных камней экономической теории и практики ислама. Запрет на процент
закреплен в самых сильных выражениях в Коране, где он приравнен к наиболее
злостным грехам и осужден как прямой вызов Аллаху. Однако данный постулат не
является изобретением магометанства. Ссужение денег ради прибыли осуждалось
Аристотелем, Платоном, раннехристианской церковью. В Ветхом Завете также иеются неодобрительные высказывания по поводу данной
практики. Среди самих арабов еще до Мухаммеда практиковались беспроцентные
финансовые схемы, частично перешедшие в арсенал современных исламских банков.
Вплоть до середины 16 в. в Англии закон запрещал взимание процента и трактовал
его как ростовщичество. Однако в 1545 г. ростовщичество было определено
как завышенная процентная ставка, а низкие ставки были «легализованы». Чуть
позже, с подъемом торговых банков в континентальной Европе, там были приняты
аналогичные акты. Иными словами, среди «народов Писания» последователи иудаизма
и христианства, в конце концов, признали взимание процента моральным деянием.
Только у третьей ветви, ислама, оно не считается таковым.

Надо сказать, что канонические тексты не приводят обоснований этого
запрета, не считая общего указания на «несправедливость» процента. Поскольку
последователи любой религии в принципе признают, что промысел божий не может
быть постигнут скудным человеческим умом, данный догмат формально не нуждается
в толковании. Прагматические соображения (да, вероятно, и обыкновенная
пытливость) породили, однако, многочисленные попытки аргументировать эту
кораническую максиму. Самое показательное при этом – основа предлагаемых
доводов, лежащая в области этики. Именно в гармоничном сочетании морали и
бизнеса следует видеть сущность экономики по-исламски, в которой запрет ссудного
процента, называемого риба, – лишь одна из внешних форм регулирования отношений
по поводу производства, распределения и потребления общественного продукта.



Ваше мнение



CAPTCHA