Категория
Прочее
Тип
справочник
Страницы
261 стр.
Дата
05.09.2015
Формат файла
.doc — Microsoft Word
Архив
1076627.zip — 54.43 kb
  • nsivno-chto-dazhe-kratkij-obzor-posvjashhennoj-dannoj-problematike-literatury-uvel-by-nas-_1076627_1.doc — 246.5 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes
Оцените работу
Хорошо  или  Плохо



Текст работы

Опубликовано в журнале:
ЂНЛОї 2008, є91
ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКА В РОССИИ
ВИКТОР ЖИВОВ
Чувствительный национализм: Карамзин, Ростопчин, национальный суверенитет и поиски национальной идентичности

Развитие национализма в Европе изучалось в последние десятилетия настолько интенсивно, что даже краткий обзор посвященной данной проблематике литературы увел бы нас в сторону от той частной темы, которая является предметом настоящей работы. В силу этого я не буду останавливаться на том, что такое национализм, на типологии разных европейских национализмов, на тех конститутивных элементах, из которых конструируется воображаемое сообщество (imagined community), делающееся нацией национализма; именно к этой дискурсивной категории обращается русская националистическая традиция (о категориях, в которых анализируются подобные проблемы, см., например: Gellner 1983; Gellner 1994; Gellner 1997; Anderson 1991; Hobsbaum 1992; Smith 1991; Smith 1998; Pickett 1996; Beiner 1999).
На мой взгляд, представление о русской нации как о body politic возникает в самом конце XVIII Ч начале XIX века. Нация Ч это повсеместно многослойное понятие, вбирающее в себя элементы прежних патриотических дискурсов, апеллировавших к монарху, государству, его институциям, обычаям, языку и т.д. (именно эта предыстория анализируется в не утратившей своего значения книге: Rogger 1960; см. об этой проблеме: Riasanovsky 2005, 3Ч6). Принципиально важными для конструирования нации оказываются не ее исторические составляющие, а функциональное задание этого концепта. Нацию воображают для того, чтобы по-новому легитимировать власть. В этом плане национальная легитимация Ч это результат кризиса просвещенческих идей. Власть легитимируется не просвещением и общим благом (просвещенностью монарха, стремящегося к общему благу), а национальной волей. Общественный договор, утвержденный в политическом дискурсе теоретиками абсолютизма, меняет свое содержание. Суверенитет принадлежит национальному телу, и легитимность правительства (правителя) обеспечивается не тем, что оно тащит это тело к светлым высотам, а тем, что оно следует по пути, обозначенному национальным характером.
Национализм был этапом общеевропейского развития, и в Россию он прибывает с Запада Ч подобно другим интеллектуальным построениям XVIII столетия. Как и в других случаях, трансплантация сопровождается трансформацией, так что слепок имеет лишь отдаленное сходство с оригиналом. Правильнее, впрочем, было бы говорить не об оригинале, а об оригинал ах , поскольку источники нового дискурса были разнородны. Наряду с французской парадигмой для России была




Ваше мнение



CAPTCHA